ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2018года
Комплектуем методический кабинет

Как оригинально провести ежегодную выставку-ярмарку методических идей в детском саду. План и сценарий мероприятия

Проведите в этом учебном году выставку-ярмарку методических идей в нетрадиционном формате. Пригласите педагогов на «борт самолета», где они расскажут коллегам о своем опыте работы. В статье – готовый план и сценарий мероприятия.

Наталья Иордан, методист организационно-методического отделения БУ «Ханты-Мансийский реабилитационный центр», участник III Всероссийского конкурса «Методист-новатор – 2017»
Участники выставки-ярмарки методических идей – специалисты Ханты-Мансийского реабилитационного центра

Чтобы педагоги могли обмениваться опытом работы с коллегами, организуйте ежегодную выставку-ярмарку методических идей. Каждый раз выбирайте для мероприятия нетрадиционный формат, как это делают специалисты Ханты-Мансийского реабилитационного центра. Так вы поддержите интерес педагогов и мотивируете их участвовать в выставке-ярмарке. Читайте в статье, как подготовиться и провести выставку-ярмарку «Путешествие на воздушном лайнере».

Что включает подготовительная работа

Начинайте подготовку к выставке-ярмарке за месяц. Разработайте положение, которое будет регулировать порядок организации и сроки проведения мероприятия. Создайте рабочую группу. Это поможет распределить обязанности и снизить нагрузку в период подготовки к выставке-ярмарке. В положении пропишите, что должна делать рабочая группа, например: отвечать за организационно-методическое обеспечение мероприятия, разработать сценарий, принять материалы участников, подготовить свидетельства, дипломы и подарки и т. д.

Кликните на изображение, чтобы посмотреть продолжение положения

Скачать

Выставку-ярмарку лучше проводить в музыкальном зале, чтобы всем хватило места. В зависимости от темы мероприятия оформите зал, подберите музыкальное сопровождение. Заранее продумайте расположение мест участников.

Проинформируйте о выставке-ярмарке педагогов своей дошкольной организации и других ДОО, если планируете пригласить коллег. Поместите информацию на стендах и сайте. Все желающие должны заполнить заявку на участие в выставке-ярмарке за неделю до мероприятия. За один день до выставки-ярмарки рабочая группа принимает методические материалы участников.

На выставку-ярмарку педагоги готовят разные по жанру методические материалы по разделам: методические разработки; памятки, буклеты; экспозиции; дидактические материалы; цифровые информационные ресурсы; методические рекомендации. Все материалы должны соответствовать требованиям, которые закреплены в приложениях к положению. Чтобы познакомить педагогов с требованиями к форме предоставления материалов, проведите с ними консультации. План подготовки и проведения выставки-ярмарки методических идей – ниже.

План подготовки и проведения выставки-ярмарки методических идей

Как проходит выставка-ярмарка

В выставке-ярмарке принимают участие все педагоги дошкольной организации. Вести мероприятие могут один или двое ведущих, которые играют определенную роль. Например, ведущие выставки-ярмарки «Путешествие на воздушном лайнере» – стюардессы.

В процессе «полета» участники «путешествуют по островам» и делятся своим опытом работы с коллегами, демонстрируют экспозиции и представляют методические находки. Мероприятие сопровождается тематической презентацией.

В рамках выставки-ярмарки проводится конкурс. Члены жюри выбирают победителей в четырех номинациях. Победители получают дипломы и подарки. Также из числа победителей члены жюри выделяют автора лучшей методической идеи и вручают ему переходящий кубок. Все участники получают свидетельства об участии. По итогам выставки-ярмарки рабочая группа оформляет сборник материалов из опыта работы педагогов.

Сценарий выставки-ярмарки методических идей «Путешествие на воздушном лайнере»

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

12
Декабрь 2018года
Комплектуем методический кабинет

Чем развлечь детей в предновогодние дни. Календарь ожидания праздника

Предложите воспитателям сделать календарь ожидания праздника, с помощью которого они вместе с дошкольниками будут отсчитывать дни до Нового года. Такой календарь украсит группу и развлечет детей в предпраздничный период. В статье – задания для адвент-календаря на каждый день декабря.

Татьяна Агуреева, главный редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Елена Свиряева, редактор журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

Календарь ожидания праздника, или адвент-календарь, научит детей чувствовать время. По нему они будут наблюдать, сколько дней осталось до долгожданного зимнего праздника – Нового года. Такой календарь можно оформить в виде панно, объемной фигуры, лепбука, аппликации. Для этого педагоги могут использовать разные материалы: бумагу, ткани, нитки, готовые предметы, бросовый материал. Календари различаются по количеству дней и по наполнению. Внутри календаря могут быть подарки, сладости, задания или несколько вариантов в одном. Из статьи вы узнаете, как сделать такой календарь и применять его в работе с дошкольниками.

 


История возникновения адвент-календаря

Адвент (от лат. adventus) – приход, пришествие. Легенда гласит, что первый адвент-календарь придумала Фрау Лэнг – мама ребенка-почемучки в конце XIX века в Германии. Герхард Лэнг каждое утро спрашивал родителей, когда же наступит Рождество. И тогда его мама сделала из картона календарь с окошками по количеству дней перед Рождеством. Герхард открывал одно окошко в день и доставал из него маленькое печенье. Сколько печений еще нужно было съесть – столько дней оставалось до главного праздника. Когда Герхард Лэнг вырос, стал работать в типографии и выпустил первые в мире готовые адвент-календари.

Цели адвент-календаря: создать для детей атмосферу волшебства, упорядочить подготовку к Новому году.

Задачи:
– расширить представления дошкольников о новогоднем празднике;
– закрепить знания о порядке следования дней недели, повторить счет;
– развивать творческие способности;
– сформировать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца;
– побудить детей принимать активное участие в подготовке и проведении новогоднего утренника

 

Как сделать календарь ожидания праздника Главное в статье Скрыть

Эскиз адвент-календаря «Елка»

 Оформите свой календарь
по эскизу на ватмане вместе
с детьми и повесьте на стене
в группе

Скачать

Формат календаря. Один из доступных форматов календаря ожидания праздника – новогодняя елочка с кружочками в виде елочных украшений – справа на полях. Количество дней календаря, очередность заданий и даты, когда их нужно выполнить, педагоги могут скорректировать в соответствии с датами утренника, новогодней фотосессии и других мероприятий в своей группе.

Продолжительность работы с календарем отличается в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте внимание детей не устойчиво, предложите им задания на 5 дней, в среднем дошкольном возрасте – на 10 дней. Задания для воспитанников старшего дошкольного возраста можно распределить на две-три недели и более. Это зависит от особенностей детей конкретной группы.

Задания для детей. Задания подбирайте с учетом возраста детей и основных видов деятельности, которые предусматривает ФГОС ДО. Чтобы поддерживать интерес дошкольников на протяжении всего периода работы с календарем, задания необходимо чередовать. Это могут быть наблюдения на прогулке, опыты и экспериментирования, игровая, изобразительная, музыкальная деятельность.

Почта Деда Мороза. Подготовьте ящик для писем и заданий от Деда Мороза. Ящик должен быть большим, чтобы в нем помещались не только письма, но и материалы, которые помогут детям выполнить задания. Если такой возможности нет, то материалы можно упаковать в виде посылки, которую дети найдут рядом с почтовым ящиком.

Дополнительные материалы. Кроме самого календаря, оформите лист с зашифрованным посланием от Деда Мороза. Чтобы узнать, где находятся подарки, дети должны расшифровать послание. Для этого нужен лист-ключ, с помощью которого дошкольники прочитают послание, когда выполнят все задания.

Шаблон календаря ожидания праздника, письма от Деда Мороза, украшения на елку-календарь, задания, лист-ключ с разгадкой, которые представлены в статье, подойдут для детей старшего дошкольного возраста.

 


Алгоритм работы с календарем ожидания праздника

1. Определите сроки работы с календарем (дату начала и окончания заданий).
2. Придумайте и оформите календарь и коробку-почту Деда Мороза.
3. Распечатайте письма, задания, украшения от Деда Мороза.
4. Составьте план заданий-мероприятий по календарю.
5. Подберите материалы и оборудование для выполнения заданий

 

Как работать с календарем Главное в статье Скрыть

Зашифрованное послание
Деда Мороза


Скачать

Работа с детьми. Воспитатель рассказывает детям о календаре ожидания праздника и для чего он нужен. Договаривается о том, как дети будут с ним работать. В первый день они получают первое задание и лист с зашифрованным посланием от Деда Мороза – справа на полях. Далее каждый день в почтовом ящике вместе с заданиями они находят украшения на елку – элементы календаря, каждый из которых ведет к разгадке.

В последний день дети получают лист-ключ, с его помощью вписывают буквы в послание и узнают, где спрятан подарок от Деда Мороза. Варианты зашифрованных посланий: подарок (сюрприз) лежит (находится, спрятан) в спальне (на улице, в спортивном зале, под елкой).

Например, 3 декабря – в первый день работы по календарю воспитатель объявляет детям, что пришла зима, и начала свою работу почта Деда Мороза. Предлагает им написать (нарисовать) письмо Деду Морозу и узнать, когда же он придет к ним в группу дарить подарки. Дети пишут/рисуют письма и опускают их в почтовый ящик.

На следующий день (или через несколько дней) после отправки письма дошкольники приходят в детский сад и получают посылку от Деда Мороза. В посылке – письмо, зашифрованное послание, адвент-календарь и первое задание.

В письме Дед Мороз сообщает о том, что каждое утро будет отправлять детям по почте задания, выполнив которые они получат елочные украшения. Ключ к шифру дети получат только тогда, когда выполнят все задания и приклеят все украшения на елку-календарь. Письма и задания Деда Мороза детям помогает прочитать воспитатель. При необходимости дает дополнительные разъяснения, что им нужно сделать.

Все задания дошкольники выполняют в первой половине дня, а после дневного сна получают украшение на елку. Каждое украшение они приклеивают самостоятельно снизу вверх, закрывая по порядку кружочки с цифрами. Для этого календарь необходимо повесить на уровне роста дошкольников.

Взаимодействие с родителями. Кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, воспитатель предлагает родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, новогоднюю открытку, испечь печенье. В подтверждение того, что они выполнили задание, родители приносят в группу продукты совместной с детьми деятельности или готовят отчет в виде фотографий.

Ключ к посланию
Деда Мороза


Скачать

Кульминация. Заключительный этап, кульминация в работе с адвент-календарем в детском саду – новогодний утренник. В этот день дети получают письмо от Деда Мороза с ключом к посланию – справа на полях. По ключу они определяют, какой букве соответствует каждое украшение на елке-календаре, вписывают буквы в зашифрованное сообщение, разгадывают его и отправляются за подарками.

Рефлексия. В конце работы с календарем воспитатели подводят с детьми итоги года: вспоминают, что важного у них произошло в уходящем году, чему они научились, что узнали, на каких экскурсиях побывали.

Таким образом, адвент-календарь поможет педагогам решить несколько задач. С его помощью они создадут праздничную атмосферу в группе, распределят нагрузку по подготовке к Новому году в течение месяца, закрепят знания детей о порядке следования дней недели, повторят счет.

Дети будут с удовольствием приходить в детский сад, ждать новые задания. Кроме того, у воспитанников (особенно младших групп) появится дополнительный стимул поскорее заснуть днем, чтобы проснувшись, найти в почтовом ящике украшение для елки. С адвент-календарем ожидание праздника станет для детей и их родителей увлекательным занятием.

Задания для детей и письма Деда Мороза на каждый день Главное в статье Скрыть

Когда в этой статье откроются задания и письма: 
27.11 – задания и письма на 3–9 декабря 
06.12 – задания и письма на 10–16 декабря 
13.12 – задания и письма на 17–23 декабря
20.12 – задания и письма на 24–29 декабря

Инструкция, как получить задания
Кликайте на дату и получайте задания и украшения для адвент-календаря «Елка»

Бланк письма

Инструкция, как оформить письмо Деда Мороза Главное в статье Скрыть
1. Выберите дату в меню слева. 
2. Прочитайте текст письма. 
3. Если нужно, перепишите текст. Кликните левой мышкой и поставьте курсор на нужную строку. 
4. Нажмите на синие кнопки, чтобы распечатать письмо и конверт. Лучше всего распечатать сначала письмо, а на оборотной стороне – конверт, чтобы они были на одном листе.

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

12
Декабрь 2018года
Развивающая предметно-пространственная среда

11 идей, как оформить детский сад к Новому году

В этой статье – идеи, как оформить детский сад к Новому году, которыми делятся ваши коллеги. Все украшения педагоги легко смогут сделать своими руками вместе с дошкольниками и их родителями. Читайте, какую тематику для оформления выбрать в этом году, как украсить приемную и вход в группу, а также потолок, стены и окна.

Оксана Павлушко, воспитатель первой квалификационной категории БДОУ «Детский сад № 204 комбинированного вида» г. Омска

Чтобы создать для детей атмосферу настоящего праздника, педагоги БДОУ «Детский сад № 204 комбинированного вида» г. Омска делят предновогодние хлопоты с родителями дошкольников. Они заранее продумывают, как украсить помещения детского сада. В оформлении групп также участвуют дошкольники. Педагоги отдают предпочтение украшениям, которые сделаны своими руками, несмотря на большой ассортимент новогодних украшений в магазинах. Это позволяет им поддерживать традицию совместной подготовки детей и взрослых к новогоднему празднику. Из статьи вы узнаете, как оформить группу и другие помещения детского сада.

С чего начать подготовку к Новому году

Перед тем как приступить к украшению детского сада, решите, какие помещения и кто будет украшать. Группы и раздевальные традиционно украшают воспитатели совместно с родителями. Чтобы привлечь к этой деятельности детей, используйте их поделки.

Продумайте концепцию праздничного убранства ДОО, свяжите ее единой темой. Не украшайте только ради красоты. Любой элемент в оформлении группы, раздевальной или коридора должен помогать в образовательной деятельности. Определите, какие материалы будете использовать. Напомните педагогам о правилах безопасности.

      

  


Как оформить раздевальную

Афиша. Одно из центральных мест в украшении раздевальных групп занимает афиша. В ее оформлении участвуют воспитатели, дети, их родители.

Афиша приглашает всех на праздник, поэтому она должна быть яркой, отражать тематику предстоящего мероприятия. Располагать ее нужно на видном месте, так как эта информация адресована в первую очередь родителям. Афишу можно оформить общую и указать на ней даты проведения новогодних утренников в каждой возрастной группе.

Новогодний камин. Чтобы украсить раздевальные, педагоги БДОУ «Детский сад № 204 комбинированного вида» г. Омска совместно с родителями создают отдельные тематические объекты. Одним из таких объектов стал фальшкамин, который согрел всех своим волшебным теплом.

Камин изготовили родители из картонной коробки и бумаги. Они украсили его ветками искусственной ели и гирляндой. Подобные объекты не только украшают помещение, но и помогают воспитателям организовать с детьми интересную досуговую деятельность в предновогодний период.

Оформление стен. Не остаются без внимания педагогов и стены в приемных и группах детского сада. Для украшения стен лучше использовать легкие материалы. При этом они должны быть яркими и сочетаться с цветом стены.

На фото  – стена, которую украсили масками. Их нарисовали родители дошкольников по заданию педагогов. К изготовлению масок также можно привлечь детей. Такое оформление подойдет к любому сценарию, ведь новогодний праздник это прежде всего бал-маскарад с костюмами и масками.

Как обыграть вход в группу, мебель и потолок

Вход в группу. Это то, что видят дети и родители, когда приходят в детский сад. Чтобы поднять им настроение, привлечь внимание, продумайте украшение этой части интерьера заранее. Используйте доступные материалы.

Например, вход в старших группах украсьте мишурой, пластмассовыми елочными игрушками и гирляндой. В вечернее время такое украшение создаст сказочную атмосферу.

Мебель. Предметом для украшения может стать даже мебель. Обыграйте тумбочки, стеллажи, аквариум. Для этого можно использовать не только мишуру, елочные игрушки, но и любимые детьми мягкие игрушки.

Все это педагоги смогут использовать в ходе образовательной деятельности с детьми. Вместе с воспитателем дошкольники придумают здесь сюжет новогодней истории, а может быть, найдут письмо с загадками от Деда Мороза. Благодаря такому творческому подходу к оформлению помещений детского сада педагоги создадут условия для развития воображения и игровой деятельности дошкольников.

    

Потолок. Традиционным полем, на котором педагоги воплощают свои творческие идеи, является потолок. Украсьте его гирляндами из фольги, снежинками, ватными дисками, шариками, дождиком. При этом соблюдайте правила безопасности – не вешайте украшения близко к лампам.

На потолке можно отразить тематику новогоднего праздника. Один из праздников в БДОУ «Детский сад № 204 комбинированного вида» был посвящен сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Потолки групп украсил козлик из строительной пены, покрашенной серебряной краской.

    

    

Как украсить окна

Окна в группе. Главным соревнованием в новогоднем украшении между детскими садами можно считать оформление окон в группах. Традиционно педагоги используют для этого снежинки из белой бумаги.

Раньше на окнах можно было увидеть отдельные элементы. Теперь в декабре на окнах детских садов появляются целые сказочные сюжеты: Дед Мороз мчится на санях к детям на праздник, звери бродят в зимнем лесу или метель заметает город множеством снежинок от самых маленьких до больших.

Прежде чем украсить окна в группе, продумайте всю композицию и ее отдельные элементы. Вечером на черном фоне окон красиво смотрятся белоснежные снежинки, снеговики, елочки, зайчики, вырезанные из бумаги. Одним из элементов украшения на окне может стать символ 2019 года – веселый поросенок.

Чтобы набрать нужное количество элементов, подключите к их изготовлению дошкольников и родителей. По дороге в детский сад каждый из них потом будет искать в этом вихре снежинок именно свою.

Из снежинок можно сделать занавеску на окно, задрапировать ими шкаф. Кроме того, снежинки можно сделать из других материалов. Более тяжелые по весу снежинки лучше объединять в гирлянды и украшать ими карнизы.

  

Подоконник. Оформить можно не только стекло, но и подоконник. Это могут быть игрушки, домики, новогодние фигурки. Используйте такие предметы, с которыми дети могут играть днем.

Хорошо, если в основе украшения будет сказочный сюжет. Вечером во время чтения художественной литературы сказочные герои оживут и подарят детям много эмоций.

    

Из чего сделать новогоднюю елку

Главная новогодняя елка. Традиционно ее устанавливают в музыкальном зале. В украшении этой елки могут участвовать педагоги, родители и дети старшего дошкольного возраста. Используйте как традиционные украшения, так и украшения, которые сделали дети вместе с родителями своими руками. Каждому из них будет приятно увидеть результат своего труда на елке в ходе новогоднего утренника. Чтобы игрушки были хорошо видны, не следует сильно завешивать елку мишурой.

Главную елку устанавливают за несколько дней до новогодних утренников и убирают после праздника. Поэтому в группах и на лестничных пролетах можно установить мини-елочки, которые будут радовать детей и родителей как минимум месяц.

Елка на окне. Используйте оригинальную идею – разместите елку на оконном стекле. Чтобы сделать такую елку понадобится цветная бумага. Каждая еловая ветка выполняется отдельно из листа бумаги, сложенного гармошкой. Украсить композицию можно фигурками зверей в этой же технике и снежинками.

Воздушная елочная конструкция не займет много места, украсит детский сад и привлечет внимание детей и взрослых. Педагоги смогут использовать ее в работе с детьми. В зависимости от образовательной ситуации фигурки или их количество можно менять. Например, по дороге на прогулку воспитатель спрашивает у детей, что изменилось, кого не стало, предлагает посчитать снежинки. Таким образом, данная композиция станет не только новогодним украшением, но и поможет решить образовательные и развивающие задачи.

Елки в коридоре детского сада. Чтобы оформить коридоры детского сада, воспитатели всех возрастных групп БДОУ «Детский сад № 204 комбинированного вида» предложили родителям дошкольников совместно сделать свою елочку. Главным условием было наличие устойчивого основания. Материал для изготовления елки родители и педагоги выбирали сами.

Работа продолжалась неделю. В течение этого времени родители вместе с воспитателями продумывали концепцию и макет елки, подбирали необходимые материалы, решали, где елка будет стоять. В результате совместной творческой работы в коридорах появились елочки из самых разных материалов: строительного материала (подложка под ламинат), пластиковых одноразовых стаканчиков, гофрированной бумаги, атласных лент. Елочки были украшены снеговиками (из пластиковых бутылочек), шариками и бантиками.

Для оформления поделок педагоги и родители использовали доступные и безопасные материалы. Это важно, так как эти елочки устанавливались на проходах, где дети выходят на прогулку или переходят из группы в музыкальный зал.

После того как установили все елки, воспитатели провели презентацию для коллег и родителей детей из других групп, рассказали из чего и как они сделали свою елку. Затем до конца декабря педагоги, родители и дети голосовали за понравившуюся елочку. По итогам голосования старший воспитатель и заведующий ДОО отметили авторов самой оригинальной елочки. Несмотря на соревнование между группами за звание лучшей елочки, такая совместная творческая деятельность способствовала сплочению педагогов и родителей. Многие воспитатели взяли на заметку идеи для изготовления елок, чтобы оформить такие мини-елочки в группах в следующем году.

Таким образом, в период подготовки к новогоднему празднику детский сад превратился в настоящую мастерскую, где взрослые и дети смогли проявить свои творческие способности.

    

    

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.