Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле
Проведите консультацию с воспитателями, на которой расскажите, как провести в апреле педагогическую диагностику дошкольников сразу по нескольким образовательным областям на одном занятии. В статье – алгоритм, как разработать сценарий такого занятия, и примеры занятий для диагностики речевого, социально-коммуникативного и физического развития детей старшего дошкольного возраста. В конце статьи – электронный каталог диагностических карт по возрастным группам.
Часто от педагогов можно услышать, что диагностика детей и заполнение карт развития отнимает у них очень много времени. Чтобы минимизировать временные затраты на педагогическую диагностику детей в конце учебного года, предложите вашим воспитателям проводить ее в ходе комплексных занятий. Для этого в сценарий занятия нужно включить задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности. Читайте в статье, как разработать сценарий занятия для диагностики и оценить уровень развития дошкольников по всем направлениям.
Какие требования к диагностике детей предъявляет ФГОС Главное в статье Скрыть
Педагогическая диагностика согласно ФГОС1 – это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги прослеживают динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе.
В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы дошкольной организации. Планируемые результаты определяются на основе целевых ориентиров развития ребенка, которые обозначены во ФГОС, и с учетом рекомендаций вариативных комплексных и парциальных программ, которые детский сад использует в разработке своей ООП. Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка2.
Основной метод, который воспитатели применяют для диагностики развития детей, – метод педагогических наблюдений. В ходе диагностики педагог наблюдает за детской игрой, разнообразной деятельностью дошкольников, обращает внимание на показатели, которые сформулированы в диагностических картах.
Педагогические наблюдения можно проводить в ходе организованной образовательной деятельности с детьми, на прогулке, во время самостоятельной деятельности дошкольников. Но целесообразнее наблюдать за детьми в ходе занятия, сценарий которого предусматривает решение конкретных диагностических задач.
| |
2. Минимизируйте трудовые затраты – используйте низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.). 3. Избегайте высоко формализованных методов диагностики (тестов, проб, аппаратурных методов и др.). 4. Фиксируйте результаты диагностики по каждой образовательной области в диагностических картах |
Как разработать сценарий занятия для диагностики Главное в статье Скрыть
Самая популярная классификация занятий с детьми дошкольного возраста принадлежит С.А. Козловой. В основе этой классификации – дидактические задачи. В зависимости от задач автор выделяет: занятия, на которых дети усваивают новые знания и умения или закрепляют ранее приобретенные, занятия по творческому применению знаний и умений. Также в эту классификацию входят комплексные занятия, когда педагог одновременно решает несколько задач по направлениям развития (образовательным областям), и интегрированные занятия, которые включают содержание из нескольких разделов обучения.
Согласно этой классификации занятия для диагностики детей можно отнести к комплексным. Так как в ходе этих занятий педагог помимо задач по усвоению, закреплению и творческому применению детьми новых знаний, или традиционных обучающих, воспитательных и развивающих целей ставит также задачи оценить уровень индивидуального развития детей по определенным направлениям. Такие занятия условно можно назвать «диагностическими», поскольку в педагогической литературе данное понятие не определено.
Чтобы разработать сценарий «диагностического» занятия, воспитателю следует придерживаться алгоритма – на схеме слева. В первую очередь он должен сформулировать обучающие, воспитательные и развивающие цели. Эти цели должны соответствовать содержанию ОП, которую реализует дошкольная организация. В соответствии с поставленными целями воспитатель определяет показатели диагностики – не более 4–5 для одного занятия.
|
Также в сценарий «диагностического» занятия нужно включить задания, в которых дети продемонстрируют диагностируемые способности. Эти задания могут затрагивать несколько образовательных областей. Кроме того, на занятии по любому направлению развития детей воспитатель может поставить диагностические задачи по речевому и социально-коммуникативному развитию.
|
Как проводить «диагностическое» занятие
Для «диагностического» занятия педагог самостоятельно готовит или подбирает диагностическую карту, в которой выделяет показатели диагностики, развитие которых он хочет отследить. Образцы диагностических карт по всем пяти образовательным областям для средней, старшей и подготовительной к школе групп смотрите в конце статьи.
| |
2. Социально-коммуникативное развитие (в том числе игровая деятельность). 3. Речевое развитие. 4. Художественно-эстетическое развитие: 5. Физическое развитие: развитие основных движений |
Занятия с запланированными диагностическими задачами лучше проводить с подгруппой детей (по 10–12 человек). Вторая подгруппа в этот момент может пойти на занятия по физической культуре или музыке.
Если «диагностическое» занятие предусматривает достаточно большой объем самостоятельной конструктивной и продуктивной деятельности детей, воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия. Если занятие динамично, педагог может делать отметки в диагностической карте сразу же после занятия.
В приложении – примеры классических занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Данные занятия включают задачи по диагностике сразу нескольких образовательных областей: речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.
Примеры занятий Главное в статье Скрыть
Выберите сценарий
и кликайте по стрелкам,
чтобы полистать его
Электронный каталог карт для диагностики детей Главное в статье Скрыть
Как смотреть
1. Выберите образовательную область.
2. Выберите возрастную группу.
3. Нажмите Скачать.
Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).