ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2019года
Держим на контроле

Примеры занятий, которые помогут воспитателям провести диагностику детей в апреле

Проведите консультацию с воспитателями, на которой расскажите, как провести в апреле педагогическую диагностику дошкольников сразу по нескольким образовательным областям на одном занятии. В статье – алгоритм, как разработать сценарий такого занятия, и примеры занятий для диагностики речевого, социально-коммуникативного и физического развития детей старшего дошкольного возраста. В конце статьи – электронный каталог диагностических карт по возрастным группам. 

Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Часто от педагогов можно услышать, что диагностика детей и заполнение карт развития отнимает у них очень много времени. Чтобы минимизировать временные затраты на педагогическую диагностику детей в конце учебного года, предложите вашим воспитателям проводить ее в ходе комплексных занятий. Для этого в сценарий занятия нужно включить задания, в которых дети смогут проявить диагностируемые способности. Читайте в статье, как разработать сценарий занятия для диагностики и оценить уровень развития дошкольников по всем направлениям.

Какие требования к диагностике детей предъявляет ФГОС Главное в статье Скрыть

Педагогическая диагностика согласно ФГОС1 – это оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги прослеживают динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе.

В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком. После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы дошкольной организации. Планируемые результаты определяются на основе целевых ориентиров развития ребенка, которые обозначены во ФГОС, и с учетом рекомендаций вариативных комплексных и парциальных программ, которые детский сад использует в разработке своей ООП. Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка2.

Основной метод, который воспитатели применяют для диагностики развития детей, – метод педагогических наблюдений. В ходе диагностики педагог наблюдает за детской игрой, разнообразной деятельностью дошкольников, обращает внимание на показатели, которые сформулированы в диагностических картах.

Педагогические наблюдения можно проводить в ходе организованной образовательной деятельности с детьми, на прогулке, во время самостоятельной деятельности дошкольников. Но целесообразнее наблюдать за детьми в ходе занятия, сценарий которого предусматривает решение конкретных диагностических задач.


Рекомендации, как проводить педагогическую диагностику

 


1. Определяйте в процессе диагностики достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития.

2. Минимизируйте трудовые затраты – используйте низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.).

3. Избегайте высоко формализованных методов диагностики (тестов, проб, аппаратурных методов и др.).

4. Фиксируйте результаты диагностики по каждой образовательной области в диагностических картах

Как разработать сценарий занятия для диагностики Главное в статье Скрыть

Самая популярная классификация занятий с детьми дошкольного возраста принадлежит С.А. Козловой. В основе этой классификации – дидактические задачи. В зависимости от задач автор выделяет: занятия, на которых дети усваивают новые знания и умения или закрепляют ранее приобретенные, занятия по творческому применению знаний и умений. Также в эту классификацию входят комплексные занятия, когда педагог одновременно решает несколько задач по направлениям развития (образовательным областям), и интегрированные занятия, которые включают содержание из нескольких разделов обучения.

Согласно этой классификации занятия для диагностики детей можно отнести к комплексным. Так как в ходе этих занятий педагог помимо задач по усвоению, закреплению и творческому применению детьми новых знаний, или традиционных обучающих, воспитательных и развивающих целей ставит также задачи оценить уровень индивидуального развития детей по определенным направлениям. Такие занятия условно можно назвать «диагностическими», поскольку в педагогической литературе данное понятие не определено.

Чтобы разработать сценарий «диагностического» занятия, воспитателю следует придерживаться алгоритма – на схеме слева. В первую очередь он должен сформулировать обучающие, воспитательные и развивающие цели. Эти цели должны соответствовать содержанию ОП, которую реализует дошкольная организация. В соответствии с поставленными целями воспитатель определяет показатели диагностики – не более 4–5 для одного занятия.

 


Например, на занятии по ФЭМП педагог ставит обучающую цель – закрепить у детей знания чисел второго десятка. Согласно этой цели определяет показатель – «у ребенка развиваются способности к пониманию механизма образования и названия чисел второго десятка, количественному и порядковому счету до 20, соотнесению числа и количества».

Также в сценарий «диагностического» занятия нужно включить задания, в которых дети продемонстрируют диагностируемые способности. Эти задания могут затрагивать несколько образовательных областей. Кроме того, на занятии по любому направлению развития детей воспитатель может поставить диагностические задачи по речевому и социально-коммуникативному развитию.

 


Например, в процессе конструктивной или продуктивной деятельности педагог может продиагностировать речевое развитие детей (описание замысла, рассказ о своей деятельности), в совместной экспериментальной деятельности – социальные навыки конструктивного взаимодействия, обсуждения общего замысла, анализ результатов эксперимента.

Как проводить «диагностическое» занятие

Для «диагностического» занятия педагог самостоятельно готовит или подбирает диагностическую карту, в которой выделяет показатели диагностики, развитие которых он хочет отследить. Образцы диагностических карт по всем пяти образовательным областям для средней, старшей и подготовительной к школе групп смотрите в конце статьи.


По каким направлениям развития детей проводить педагогическую диагностику

 


1. Познавательное развитие:
- расширение кругозора детей;
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие конструктивной деятельности.

2. Социально-коммуникативное развитие (в том числе игровая деятельность).

3. Речевое развитие.

4. Художественно-эстетическое развитие:
- художественное творчество;
- музыкальное развитие.

5. Физическое развитие: развитие основных движений

Занятия с запланированными диагностическими задачами лучше проводить с подгруппой детей (по 10–12 человек). Вторая подгруппа в этот момент может пойти на занятия по физической культуре или музыке.

Если «диагностическое» занятие предусматривает достаточно большой объем самостоятельной конструктивной и продуктивной деятельности детей, воспитатель может делать отметки в диагностических картах в процессе занятия. Если занятие динамично, педагог может делать отметки в диагностической карте сразу же после занятия.

В приложении – примеры классических занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Данные занятия включают задачи по диагностике сразу нескольких образовательных областей: речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

Примеры занятий Главное в статье Скрыть

 
Выберите сценарий
и кликайте по стрелкам,
чтобы полистать его

Электронный каталог карт для диагностики детей Главное в статье Скрыть

Как смотреть

1. Выберите образовательную область.
2. Выберите возрастную группу.
3. Нажмите Скачать.

1Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного учреждения дошкольного образования». Вернуться в текст >>
2 Санникова Л.Н. Педагогическая диагностика в дошкольной организации: нормативно-методическое сопровождение реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 445–449. – e-koncept.ru/2016/46264.htm. Вернуться в текст >>

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).