Методические разработки, которые помогут планировать образовательную деятельность по-новому
Воспитатели допускают ошибку, когда выбирают формы жесткого планирования работы с детьми и углубляются в детали. Расскажем, как составить гибкий план с учетом ФГОС ДО, интересов детей, пожеланий родителей на примере готовой табличной формы.
Единой формы плана образовательной работы с детьми на день или неделю нет. Воспитатели сами выбирают, как его составлять. При этом им важно уйти от учебной модели организации образовательного процесса, повысить статус игры, включить эффективные формы: проектную и исследовательскую деятельность, проблемные и игровые ситуации.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени, пока ребенок находится в ДОО. Поэтому, когда воспитатели ее планируют, они должны:
- оценить уровень образовательного процесса;
- определить задачи на конкретный период с учетом образовательной программы;
- подобрать оптимальные формы, средства и методы для реализации поставленных задач;
- понимать, какие результаты будут к концу планируемого периода.
Планирование должно быть гибким, направленным на целевые ориентиры дошкольного образования и строиться с учетом развития детей в группе, их интересов и инициатив. Воспитатель должен учитывать незапланированные события и образовательные ситуации, которые возникают здесь и сейчас. Но тут встает вопрос: «Можно ли корректировать и уточнять план в процессе его реализации?» Ответ на него дают авторы образовательной программы дошкольного образования «Мозаика» (далее – программа «Мозаика»)1. Они предлагают новый подход к планированию образовательной деятельности, который отличается от традиционного и отвечает современным требованиям.
– С помощью плана воспитатель определяет педагогические задачи, формы взаимодействия с детьми, изменения, которые необходимо внести в предметно-пространственную среду, подбирает материалы, пособия и игрушки.
– План позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании, дозировать информационную и физическую нагрузку на детей.
– План помогает учесть все виды деятельности воспитанников и соответствующие им формы работы на каждый день.
– Анализ выполнения плана работы позволяет выявить причины достижений и неудач, определить условия, которые обеспечат успех в работе.
– От того, как воспитатель спланирует педагогическую деятельность, зависит организация жизни детей в детском саду.
В чем заключается новый подход к планированию
Цель планирования по-новому – минимизировать бумажную работу, чтобы высвободить время для непосредственного общения воспитателя с детьми и родителями. При этом образовательная деятельность должна учитывать возможности, интересы и потребности участников образовательных отношений. Для этого следует предусматривать альтернативные виды деятельности, чтобы внести коррективы в план в случае необходимости: например, новое событие, изменение погоды, интерес ребенка к объекту.
Найти баланс между объемом запланированных тем и тем, которые возникают в процессе образовательной деятельности, – задача нового подхода к планированию. Важно, чтобы содержание было непосредственно связано с жизнью детей, затрагивало их эмоции. Такой подход наиболее приемлем для детей дошкольного возраста. При этом следует учитывать постоянную смену действий и впечатлений.
Задача воспитателя – вызвать и поддержать интерес у детей к происходящему, мотивировать их к созидательным действиям, пробудить важные нравственные качества: сопереживание, желание помочь или изменить своими действиями ситуацию к лучшему.
В программе «Мозаика» основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на неделю. Они определяют, как спроектировать развивающую предметно-пространственную среду, выбрать содержание деятельности, включая общение педагога с детьми и родителями.
План – это совместное проектирование педагогической деятельности, в котором участвует руководитель дошкольной образовательной организации, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед и другие педагоги. Что именно и на каком этапе они делают, представлено на схеме на с. 36.
В планировании образовательного процесса необходимо предусмотреть взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Содержание деятельности всех педагогов должно соответствовать тематике недели, итоговому мероприятию, образовательным задачам и видам деятельности, выбранным формам работы с детьми. При этом важно не допускать дублирования материала.
Как руководитель и педагоги ДОО участвуют в планировании
образовательной деятельности
Как выбирать темы, формы и методы образовательной деятельности
Выбор формы деятельности должен быть педагогически обоснованным и целесообразным. В программе «Мозаика» для каждой возрастной группы приведен примерный, а не жестко фиксированный перечень основных форм и средств работы с детьми. Чтобы решить те или иные задачи, воспитатель может заменять одни виды деятельности другими в рамках отведенного для них времени в режиме дня, определять их последовательность.
Тема в работе с детьми дошкольного возраста – это не только рассказ о конкретном предмете, событии, явлении, но и широкое ассоциативное поле вокруг него, которое позволяет видеть многообразие взаимосвязей, обеспечивает широту и разносторонность представлений детей. Темы в партнерской деятельности с дошкольниками воспитатель определяет в процессеигры, во время индивидуальных и групповых бесед или чтения художественной литературы, на прогулках или совместно с детьми старшего дошкольного возраста на специально организованных встречах по планированию.
Специально организованную деятельность необходимо связывать с повседневной жизнью детей, т. е. предоставлять ребенку возможность использовать полученные им знания на практике: например, продолжить работу над своей поделкой. Для этого следует планировать взаимодействие с детьми как целостный интегрированный процесс, включать в него различные образовательные области и виды детской деятельности.
При организации разнообразных видов детской деятельности необходимо развивать у ребенка все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное. Авторы программы «Мозаика» предлагают планировать и организовывать работу с детьми на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира: увидеть, услышать, обыграть и создать самостоятельно.
Чтобы оптимизировать процесс, воспитатель может использовать картотеку форм, методов и средств образовательной деятельности. В программно-методическом комплексе дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» представлена серия «Картотека воспитателя», которая включает различные тематические карточки: «Тематические дни в детском саду», «Тематические прогулки с дошкольниками», «Тематические недели в детском саду» и др.
Картотека позволит:
- пополнить содержание педагогического процесса, варианты форм, методов, средств взаимодействия с детьми;
- многократно использовать накопленный практический материал, по необходимости корректировать его;
- моделировать педагогический процесс с детьми, соблюдая логику и системность в компоновке материала;
- накопить практические материалы по различным направлениям и для разных возрастных групп, чтобы использовали в работе другие педагоги.
На каждой карточке из «Картотеки воспитателя» описаны цели, задачи, представлен примерный сценарий образовательной деятельности, который можно варьировать в зависимости от ситуации, а также методические подсказки, дополнительные материалы по теме. Ведение календарного планирования с использованием карточек позволит педагогу динамично реагировать на изменяющуюся обстановку в группе. В плане достаточно указать номер карточки из определенной картотеки.
Какую форму плана образовательной деятельности использовать
С планом образовательных мероприятий работают два воспитателя. Соответственно, они вместе обсуждают цели и задачи, планируют работу и выбирают форму плана.
В качестве варианта эффективного планирования педагоги могут использовать Журнал планирования образовательной деятельности в ДОО, который издан издательством «Русское слово» для всех возрастных групп детского сада. Его цель – помочь воспитателям проектировать образовательный процесс с детьми раннего и дошкольного возраста на основе положений ФГОС ДО, ПООП ДО и образовательной программы «Мозаика».
Например, в Журнале планирования образовательной деятельности в ДОО для средней группы воспитатели систематизируют общую информацию о детях группы, разрабатывают режимы пребывания воспитанников, комплексы утренней гимнастики и т. д. Воспитатели работают с готовыми табличными формами, которые представлены в журнале.
В начале учебного года каждый воспитатель заполняет сведения о детях и родителях и листок здоровья детей. Заполнить второй документ ему помогает старшая медицинская сестра. В соответствии с группами здоровья детей воспитатель подбирает и дозирует двигательную нагрузку.
Табель посещаемости детей на год воспитатель заполняет каждый день.
Список детей по подгруппам на I и II полугодия помогает воспитателю эффективно осуществлять образовательный процесс и индивидуальный подход.
Для удобства в журнале представлены режимы дня для теплого и холодного периодов года с учетом СанПиН 2.4.1.3049–13 и реализуемой образовательной программы.
В комплексно-тематическое планирование в средней группе воспитатель вносит изменения и дополнения с учетом особенностей своей группы, различных событий, региональных и муниципальных мероприятий, интересов детей, традиций детского сада и группы.
В перспективный план участия группы в коллективных мероприятиях ДОО воспитатель выписывает из годового плана общие мероприятия для детей.
Расписание организованной образовательной деятельности на неделю воспитатель заполняет на одну неделю и ориентируется на него, когда планирует работу с детьми на каждый день.
Также воспитатель заполняет план воспитательных задач на учебный год.
В таблице «Комплексы утренней гимнастики» воспитатель указывает номер карточки с конкретным комплексом, который он использует.
Еще одна готовая табличная форма, которую заполняет воспитатель – план образовательной деятельности в средней группе (сентябрь – август).
Остановимся на календарном планировании образовательного процесса в группе. Авторы программы «Мозаика» предлагают планировать образовательную деятельность в группе на оптимальный период – на неделю. Воспитатели по желанию могут спланировать формы взаимодействия с детьми и на каждый день. Эта возможность предусмотрена в предложенной табличной форме (приложение 1).
Календарный план разрабатывается в соответствии с комплексно-тематическим планированием и планом участия группы в мероприятиях ДОО (годовой план). При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает имена детей, с которыми будет заниматься. В процессе планирования можно опираться на алгоритм, который предлагают авторы программы «Мозаика» (приложение 2).
В качестве приложений в Журнале планирования образовательной деятельности в ДОО представлены:
- примерное комплексно-тематическое планирование;
- примерные образовательные задачи на год по направлениям развития детей;
- примерный режим дня;
- примерные формы работы с детьми в течение дня;
- виды детской деятельности с примерным содержанием;
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049–13 (выдержки);
- календарь праздников;
- список нормативных документов;
- список рекомендуемой литературы.
1. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и второй половине дня в каждой возрастной группе должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3049–13.
2. Основные компоненты режима дня (дневной сон, интервалы между приемами пищи, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
3. Понедельник и пятницу не следует нагружать физически и интеллектульно. Необходимо создать условия, чтобы ребенок легко входил в рабочую неделю и чувствовал удовлетворение от пребывания в детском саду в конце недели.
4. В режиме дня необходимо чередовать спокойную деятельность, которая требует умственной активности и усидчивости, с деятельностью, предполагающей большую подвижность детей.
5. В режиме дня должно быть время для индивидуального общения воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности воспитанников.
6. Ежедневно необходимо выделять время для совместных игр с детьми, профилактических мероприятий, динамических и музыкальных пауз.
Как планировать взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями воспитанников – важное направление в деятельности воспитателей, которое также должно найти отражение в планировании. В издательстве «Русское слово» представлен Журнал взаимодействия с родителями, который поможет воспитателям всех возрастных групп реализовать положения ФГОС ДО:
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семей и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- вовлечь родителей в образовательную деятельность дошкольной организации;
- поддержать их образовательные инициативы;
- оказать им консультативную поддержку;
- информировать о целях дошкольного образования.
Авторы программы «Мозаика» предлагают информировать родителей о деятельности детей за прошедший день в форме мини-отчета, который воспитатель может составлять ежедневно в конце дня. Такая информация поможет вовлечь их в процесс образования ребенка.
Чтобы сделать мини-отчет, не потребуется много времени. В нем воспитатель отмечает, какие виды деятельности детей он организовал, чтобы решить образовательные задачи (задачи размещаются на стендах). Текст должен быть понятным для родителей и составлять не более 5–6 предложений. Мини-отчет можно оформить как объявление «Чем сегодня занимались».
Таким образом, деятельность ДОО зависит от качества планирования. Грамотно составленные модели образовательного процесса помогут воспитателям обеспечить качественное дошкольное образование.
Приложение 1
Структура плана образовательного процесса в средней группе (сентябрь – август)2
1-я неделя сентября (с ___ по ___)
Тема месяца________________________________________________________________________________________
Тема недели________________________________________________________________________________________
Образовательные ситуации, события, праздники, интересы__________________________________________________________________________________________
Образовательные задачи___________________________________________________________________________
Организация развивающей среды____________________________________________________________________
Введение новых слов______________________________________________________________________________
Подготовка кульминационного события месяца_________________________________________________________
Примечание. Заполнять таблицу можно на целую неделю, не выделяя дни и режимные моменты, или планировать деятельность на каждый день (по выбору воспитателя).
Незапланированные события, образовательные ситуации___________________________________________________
Приложение 2
Алгоритм, который поможет воспитателю спланировать образовательную деятельность на неделю
1-й шаг
Сформулировать образовательные (обучающие и развивающие) задачи на неделю, которые нужно решить в ходе совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения.
Примечание. Воспитательные задачи сквозные, их следует решать в постоянном режиме, в любых ситуациях и планировать на учебный год. Перечень образовательных задач педагог отбирает и формулирует самостоятельно. Их количество может быть разным.
Примерные образовательные задачи по направлениям развития детей представлены в приложении к Журналу планирования образовательной деятельности в ДОО. Воспитатель может воспользоваться предложенными задачами или наметить другие, взяв за основу задачи реализуемой программы.
2-й шаг
Подобрать оптимальные формы взаимодействия с детьми в соответствии с поставленными задачами. Определить способы решения образовательных задач – это самостоятельный творческий поиск педагога.
Примечание. В конце каждого месяца рекомендуется проводить кульминационное событие, которое объединит все виды деятельности: праздник, досуг, выставку. При планировании совместной деятельности педагогов с детьми в режиме дня (форм, методов образовательной деятельности, видов детской деятельности, ситуаций повседневного общения) помогут приложения к журналу.
3-й шаг
Определить новые слова, которые нужно ввести в активный словарь детей.
4-й шаг
Внести изменения в развивающую предметно-пространственную среду.
Примечание. В программно-методическом комплексе дошкольного образования «Мозаичный ПАРК» подобраны оборудование, пособия, игры и игрушки, которые помогут создать современную среду в группе детского сада.
5-й шаг
Провести групповую и индивидуальную работу по коррекции развития детей.
>> вернуться в текст
>> вернуться в текст
Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).
Для чего воспитателю нужен план работы с детьми