ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2020года
Работаем с воспитателями

Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год

Ольга Ельцова, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ГАУ ДПО НСО Новосибирского ИПКиПРО
Алла Терехова, заведующий МКДОУ «Детский сад № 493 комбинированного вида» г. Новосибирска
В этом учебном году распределите работу наставников в детском саду по пяти направлениям, а не традиционно – только с начинающими педагогами. Это позволит вам организовать комплексную методическую поддержку педагогов с разным уровнем профессиональной подготовки. Причем в роли наставника могут быть не только опытные педагоги, но и молодые специалисты. Какие задачи им предстоит решить в новом учебном году, читайте в статье.

Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях. Так поступил педколлектив МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида», в котором 3 корпуса, 18 групп, более 450 воспитанников, более 100 сотрудников, из них 48 педагогов и специалистов.

Чтобы охватить всех участников образовательного процесса, в течение трех лет наставники детского сада работают в пяти направлениях. В роли наставников выступают заведующий, научный руководитель, педагоги-стажисты и молодые педагоги. В роли подшефных – сам старший воспитатель, молодые и опытные педагоги, а также родители.

1. Мастер-класс педагога-наставника
2. Консультация педагога-наставника

Первое направление «заведующий – старший воспитатель»

Многие заведующие детским садом в прошлом старшие воспитатели. Если опыт работы в этой должности был не менее пяти лет, то заведующий может стать наставником для своего сегодняшнего коллеги – старшего воспитателя. Опыт организации методической работы позволит ему оказать методическую поддержку подшефному.

Например

В каждом детском саду есть свои уникальные условия работы. В МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида» – это 10 лет опыта организации методической работы у заведующего. В рамках наставничества «заведующий – старший воспитатель» в детском саду проводится систематическая работа, цель которой – помочь старшему воспитателю в решении его профессиональных задач.

Второе направление «научный руководитель – старший воспитатель»

Современные детские сады чаще работают в инновационном режиме, ведут экспериментально-исследовательскую работу, создают новшества, внедряют новые педтехнологии. Чтобы перейти в режим развития, в детском саду должна быть оптимальная модель управления научно-методической деятельностью, цель которой – подготовить и включить педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность. Важным компонентом данной модели является сотрудничество старшего воспитателя с научным руководителем, которое может стать одним из направлений наставничества.

Например

С 2004 года и по настоящее время на базе МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида» реализуется экспериментальный проект «Программа „Детство“ и пути ее реализации». Его цель – повысить качество образовательного процесса в ДОО. В рамках данного проекта ежегодно проходят методические мероприятия районного, городского, областного, всероссийского уровней, на которых старший воспитатель представляет обобщенный опыт по теме проекта.
 
Пять критериев, чтобы выбрать наставников
  1. Высокий профессионализм, наличие опыта и педагогических знаний, которые значительно выше должностных компетенций подшефного педагога.
  2. Умение легко и доступно передавать свои знания, методики и опыт их применения на практике новичкам.
  3. Личное желание заниматься наставничеством.
  4. Признание и авторитет у руководителя и педколлектива, способность оказывать влияние на всех участников процесса обучения.
  5. Наличие таких личностных качеств, как ответственность и организованность.

Третье направление «педагоги-стажисты – молодые педагоги»

Традиционное, но не менее важное направление наставничества – работа опытного педагога-наставника с молодым специалистом. Его цель – организовать профессиональное обучение и передать практический опыт начинающему педагогу. Профессиональная помощь старшего коллеги, его педагогические находки в организации и проведении режимных моментов, приемы сплочения детского коллектива всегда помогали и помогают молодому педагогу «устояться» в профессии и сформироваться как специалисту, найти свои профессиональные интересы и развивать их.

Главное в этом направлении – спланировать индивидуальную работу с подшефным педагогом с учетом его трудностей. Обычно наставник узнает об этом из личной беседы или с помощью анкетирования. Образец индивидуального плана работы наставника ►.

Четвертое направление «молодые наставники для педагогов старшего поколения»

Наставничество – это передача опыта и навыков, а опыт и навыки могут быть не только у педагогов со стажем работы, но и у молодых воспитателей. Молодежь быстро осваивает компьютер, хорошо ориентируется на просторах интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше. Поэтому можно организовать одно из направлений наставничества с целью повысить ИКТ-грамотность педагогов и возложить эту задачу на молодых коллег.

Например

В МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида» в рамках этого направления молодые педагоги-наставники учат подшефных работать на компьютере, пользоваться интерактивной доской, мультимедийной установкой, искать информацию на профессиональных сайтах, создавать свои информационные образовательные ресурсы. Педагоги используют мультимедиа на педсоветах, семинарах, методических объединениях, общих родительских собраниях, собраниях коллектива, праздниках. Кроме того, в подразделе «Описание вариативных форм, способов и методов, средств реализации Программы» («Содержательный раздел ООП) перед коллективом поставлена задача – найти место ИКТ согласно законодательству в реализации содержания ООП.

Молодые педагоги помогут воспитателям-стажистам освоить ИКТ. В свою очередь, опытные педагоги, которые хорошо знают методику и возрастные особенности детей дошкольного возраста, помогут грамотно выработать стратегию и тактику, как использовать эти технологии в образовательном процессе детского сада.

Чтобы организовать наставничество в данном направлении, необходимо провести диагностику и выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов ►. После этого по обоюдному согласию закрепите наставника за педагогом, у которого диагностика выявила низкий или средний уровень ИКТ-компетентности.

Пятое направление «педагоги – родители»

Цель данного направления – повышать педагогическую грамотность родителей. Однако важно учитывать, что современные родители используют педагогическую литературу, слушают вебинары, изучают в интернете информацию по вопросам воспитания и развития детей. Поэтому необходимо ориентироваться на потребности семьи, а не читать им лекции.

Чтобы обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье, педагоги-наставники проводят совместные с родителями и детьми мастер-классы, семейные досуги ►.

Например

Творческая группа педагогов МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида» разработала программу по взаимодействию с родителями «Вместе». Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей. В ходе встреч с наставниками они обмениваются своими мыслями, переживаниями, в ответ получают профессиональную поддержку и рекомендации.

Чтобы организовать наставничество по данным направлениям в детском саду, необходимо разработать положение и, кроме традиционных вопросов – цели, задачи, права и обязанности, раскрыть в нем содержательный аспект. То есть описать направления, методы и приемы работы наставников с подшефными. Образец положения о наставничестве – далее. В соответствии с этим положением необходимо разработать план работы по реализации системы наставничества по всем пяти направлением на учебный год. Данный план – составная часть годового плана детского сада, поэтому его обязательно должны выполнять все участники данной работы. В плане нужно указать основные мероприятия и формы работы, определить ответственных за каждое направление, сроки выполнения и форму, в которой наставники представят потом результаты своей работы.

 Ксения Белая, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, к. п. н., эксперт журнала

Такая модель наставничества в настоящее время очень актуальна. Высокие требования, большая нагрузка в группах, работа с документацией, претензии родителей часто заставляют молодых педагогов сменить профессию. И профессиональная, а чаще человеческая поддержка в трудную минуту может изменить их решение. В такой поддержке нуждаются не только молодые специалисты, но и педагоги-стажисты, которым трудно угнаться за молодыми в каких-то вопросах. Это нужно признать. Поэтому такая взаимопомощь в рамках наставничества, несомненно, положительно отразится на работе всего педколлектива и качестве образовательного процесса в дошкольной организации.

Положение о наставничестве в дошкольной организации

 
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать положение


Образец положения о наставничестве в МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида». – Примеч. ред.

Раздел «Работа с кадрами» годового плана детского сада на 2020/21 учебный год (направление работы – наставничество)

Отредактируйте текст таблицы



Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку




Чтобы добавить строку,
нажмите Добавить внизу страницы

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).