Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год
Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях. Так поступил педколлектив МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида», в котором 3 корпуса, 18 групп, более 450 воспитанников, более 100 сотрудников, из них 48 педагогов и специалистов.
Чтобы охватить всех участников образовательного процесса, в течение трех лет наставники детского сада работают в пяти направлениях. В роли наставников выступают заведующий, научный руководитель, педагоги-стажисты и молодые педагоги. В роли подшефных – сам старший воспитатель, молодые и опытные педагоги, а также родители.
1. Мастер-класс педагога-наставника
2. Консультация педагога-наставника
Первое направление «заведующий – старший воспитатель»
Многие заведующие детским садом в прошлом старшие воспитатели. Если опыт работы в этой должности был не менее пяти лет, то заведующий может стать наставником для своего сегодняшнего коллеги – старшего воспитателя. Опыт организации методической работы позволит ему оказать методическую поддержку подшефному.
Например
Второе направление «научный руководитель – старший воспитатель»
Современные детские сады чаще работают в инновационном режиме, ведут экспериментально-исследовательскую работу, создают новшества, внедряют новые педтехнологии. Чтобы перейти в режим развития, в детском саду должна быть оптимальная модель управления научно-методической деятельностью, цель которой – подготовить и включить педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность. Важным компонентом данной модели является сотрудничество старшего воспитателя с научным руководителем, которое может стать одним из направлений наставничества.
Например
Пять критериев, чтобы выбрать наставников
|
Третье направление «педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Традиционное, но не менее важное направление наставничества – работа опытного педагога-наставника с молодым специалистом. Его цель – организовать профессиональное обучение и передать практический опыт начинающему педагогу. Профессиональная помощь старшего коллеги, его педагогические находки в организации и проведении режимных моментов, приемы сплочения детского коллектива всегда помогали и помогают молодому педагогу «устояться» в профессии и сформироваться как специалисту, найти свои профессиональные интересы и развивать их.
Главное в этом направлении – спланировать индивидуальную работу с подшефным педагогом с учетом его трудностей. Обычно наставник узнает об этом из личной беседы или с помощью анкетирования. Образец индивидуального плана работы наставника ►.
Четвертое направление «молодые наставники для педагогов старшего поколения»
Наставничество – это передача опыта и навыков, а опыт и навыки могут быть не только у педагогов со стажем работы, но и у молодых воспитателей. Молодежь быстро осваивает компьютер, хорошо ориентируется на просторах интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше. Поэтому можно организовать одно из направлений наставничества с целью повысить ИКТ-грамотность педагогов и возложить эту задачу на молодых коллег.
Например
Молодые педагоги помогут воспитателям-стажистам освоить ИКТ. В свою очередь, опытные педагоги, которые хорошо знают методику и возрастные особенности детей дошкольного возраста, помогут грамотно выработать стратегию и тактику, как использовать эти технологии в образовательном процессе детского сада.
Чтобы организовать наставничество в данном направлении, необходимо провести диагностику и выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов ►. После этого по обоюдному согласию закрепите наставника за педагогом, у которого диагностика выявила низкий или средний уровень ИКТ-компетентности.
Пятое направление «педагоги – родители»
Цель данного направления – повышать педагогическую грамотность родителей. Однако важно учитывать, что современные родители используют педагогическую литературу, слушают вебинары, изучают в интернете информацию по вопросам воспитания и развития детей. Поэтому необходимо ориентироваться на потребности семьи, а не читать им лекции.
Чтобы обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье, педагоги-наставники проводят совместные с родителями и детьми мастер-классы, семейные досуги ►.
Например
Чтобы организовать наставничество по данным направлениям в детском саду, необходимо разработать положение и, кроме традиционных вопросов – цели, задачи, права и обязанности, раскрыть в нем содержательный аспект. То есть описать направления, методы и приемы работы наставников с подшефными. Образец положения о наставничестве – далее. В соответствии с этим положением необходимо разработать план работы по реализации системы наставничества по всем пяти направлением на учебный год. Данный план – составная часть годового плана детского сада, поэтому его обязательно должны выполнять все участники данной работы. В плане нужно указать основные мероприятия и формы работы, определить ответственных за каждое направление, сроки выполнения и форму, в которой наставники представят потом результаты своей работы.
Ксения Белая, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, к. п. н., эксперт журнала Такая модель наставничества в настоящее время очень актуальна. Высокие требования, большая нагрузка в группах, работа с документацией, претензии родителей часто заставляют молодых педагогов сменить профессию. И профессиональная, а чаще человеческая поддержка в трудную минуту может изменить их решение. В такой поддержке нуждаются не только молодые специалисты, но и педагоги-стажисты, которым трудно угнаться за молодыми в каких-то вопросах. Это нужно признать. Поэтому такая взаимопомощь в рамках наставничества, несомненно, положительно отразится на работе всего педколлектива и качестве образовательного процесса в дошкольной организации. |
Положение о наставничестве в дошкольной организации
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать положение
Образец положения о наставничестве в МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 493 комбинированного вида». – Примеч. ред.
Раздел «Работа с кадрами» годового плана детского сада на 2020/21 учебный год (направление работы – наставничество)
Отредактируйте текст таблицы
Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку
Чтобы добавить строку,
нажмите Добавить внизу страницы