ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2020года
Делимся опытом

Как за месяц рассказать детям о войне и подготовиться ко Дню Победы. План и сценарии радиопередач

Вера Коновалова, заведующий МБДОУ «Детский сад № 202 “Город чудес”» г. Чебоксары
Светлана Печурина, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад № 202 “Город чудес”» г. Чебоксары
Татьяна Матвеева, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 202 “Город чудес”» г. Чебоксары
Воспользуйтесь опытом коллег и подготовьте с детьми выпуски передач о Великой Отечественной войне. В ходе записи и прослушивания эфиров дети выучат стихотворения и песни, узнают о важных исторических событиях тех лет. Ведущие расскажут о цене Победы, мужестве русского народа. В статье – шесть готовых сценариев выпусков передач.

В преддверии юбилея Великой Победы педагоги МБДОУ «Детский сад № 202 „Город чудес“» г. Чебоксары разработали цикл радиопередач о Великой Отечественной войне. Для выхода в эфир они использовали радиостанцию, которая функционирует в их детском саду уже 5 лет. Подобные выпуски вы можете записать с детьми на диктофон и включить их в группе. О том, как выбрать темы и организовать работу с ведущими, читайте в статье.

1. Ведущие радиопередачи в прямом эфире
2–3. Ведущие готовят новые выпуски радиопередач

Определите тематику выпусков радиопередач

Цикл радиопередач «Навстречу Победе!» о войне состоит из 20 выпусков. С учетом возраста детей определите тематику каждого выпуска. Подберите литературные и музыкальные произведения о войне.

Первый эфир посвятите знакомству с самой главной песней о победе «День Победы». Включите в содержание эфиров и другие известные песни военных лет: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек».

Во втором и последнем выпусках радиопередачи используйте голос диктора всесоюзного радио Юрия Левитана о начале и окончании войны. Расскажите в одном из выпусков, почему войну назвали Великой, почему Отечественной.

Посвятите несколько выпусков историческим событиям военных лет, например: Курской битве, блокаде Ленинграда. Используйте стихотворения русских поэтов и современные песни о войне. Одной из таких является рок-баллада «Помни» на музыку В. Плешака. Эту песню о блокаде Ленинграда исполнили известные артисты Санкт-Петербурга совместно с хором Российской Армии.

Чтобы отразить в выпусках региональный компонент, включите в них рассказ о героях вашего края, которые сражались на войне. Отведите несколько выпусков, чтобы рассказать дошкольникам о нелегкой судьбе женщин во время войны. Прочитайте им строки о великой силе материнской любви, о том, как молодые девушки воевали, выносили раненых с поля боя, делали перевязки. Один из выпусков посвятите детям, которым пришлось пережить горести Великой Отечественной войны.

План выхода радиопередач из цикла «Навстречу Победе!»

Вместо синего текста введите свои данные, остальной текст можете отредактировать

Нажмите на 
чтобы удалить ненужную строку

Организуйте работу с ведущими

Создайте творческую группу и отберите радиоведущих. Вести радиопередачи о войне могут педагоги или родители. Также ведущими могут быть дети старших и подготовительных к школе групп.

Во время записи или эфира ведущие должны говорить в микрофон, четко проговаривать свой текст. Для этого проведите с дошкольниками предварительную работу и объясните им смысл стихотворений. Попросите родителей разучить их с детьми. Организуйте репетиции, чтобы дети потренировались говорить в микрофон, послушали, как звучит их голос в записи.

Такие выступления очень полезны для юных дикторов. Они помогают лучше понять смысл песен и стихотворений, так как дошкольники разбирают с педагогом каждую строчку. Дети, которые участвуют в подготовке выпусков, настоящие «звезды» среди ровесников и родителей.

Формат радиопередач поможет педагогам научить детей «слышать сердцем», привить им почтение к ветеранам и павшим отважным бойцам, которые защищали нашу Родину. Очень важно, чтобы наши дети с малых лет знали и помнили, насколько дорога эта Победа для нашей страны.

Выпуски организуйте в течение месяца, до праздника «9 Мая». Сценарии двадцати выпусков радиопередач смотрите ниже.

Сценарии выпусков ко Дню Победы – используйте для бесед с детьми

Выберите сборник

 
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать сценарии



 

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

4
Апрель 2020года
Календарь

К юбилею Победы. Как воспитатели работали в годы войны

В преддверии Дня Победы мы по традиции вспоминаем тех, кто погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны, и тружеников тыла. О работе детских садов тех лет говорят незаслуженно мало. Предложите воспитателям в рамках подготовки к 75-летию Дня Победы собрать сведения о педагогах-дошкольниках вашего города или области, которые в годы войны продолжали заниматься с детьми. В этой статье эксперт журнала, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ, к. п. н. Ксения Белая рассказывает о работе детских садов Москвы в 1941–1945 годах.

22 июля 1941 года был первый вражеский налет на Москву. Руководство Московского Совета приняло решение перевезти воспитанников детских садов в отдаленные от Москвы районы – Зарайский, Егорьевский, Орехово-Зуевский, Наро-Фоминский и др. Многие детские сады ведомств и предприятий переезжали еще дальше – в Горьковскою область. В 1941 году детские сады Отделов народного образования практически перестали существовать: вместо них в Подмосковье организовывали интернаты. Но фашисты наступали так быстро, что из некоторых районов детей в срочном порядке возвращали в Москву. По пустынным темным улицам города, иногда во время воздушной тревоги, двигались автобусы с дошкольниками. Один из таких случаев вспоминала А.В. Никулицкая, методист-инспектор по дошкольному воспитанию Ждановского района, которая сопровождала интернат восточного района Московской области:

Были педагоги, методисты, заведующие, которые не покинули город в период массовой эвакуации из Москвы. Они остались и работали комендантами, сторожами или истопниками – следили за пустыми помещениями детских садов. Есть сведения, что в числе тех, кто создавал оборонные укрепления на подступах к Москве, было не менее 500 воспитателей, нянь и других сотрудников закрытых детских садов.

Эвакуация детей в восточном направлении

С октября Отделы народного образования организовывали массовый вывоз дошкольников и школьников. С июля до зимы московские дети были эвакуированы в Саратовскую, Челябинскую области и предгорье Тянь-Шаня. Один из работников интерната № 8 Ленинградского района, который прибыл в Красноборский район Татарской АССР, вспоминал:

Подсобные хозяйства своими силами

Задачей номер один для интернатов в эвакуации была заготовка топлива, чтобы варить пищу, стирать белье, мыть детей и отапливать помещения. Воспитатели и няни валили деревья, пилили, подвозили их к интернату. Им помогали школьники и даже дошкольники. Они привозили дрова на санках к печам и аккуратно их складывали. По приезде из Москвы дети питались хорошо, но скоро тяготы войны стали сказываться. Достать продукты было трудно. Для этого приходилось ездить на лошадях в отдаленные районы в мороз и пургу. Коллективы интернатов серьезно задумались о подсобном хозяйстве. Заведующие детскими садами и педагоги, которые привыкли к городским условиям жизни, в эвакуации становились организаторами сельского хозяйства. Так, сотрудники интерната хлебозавода № 2 собрали свои деньги, купили семенной картофель, посадили его и получили урожай в 25 тонн. Позднее приобрели в подсобное хозяйство интерната двух поросят, корову, двух лошадей. Всего за два года они вырастили сорок восемь свиней. Также интернат получил в свое пользование 3,5 гектара земли, которую сотрудники засевали просом и подсолнечником.

Другому интернату 2-го ГПЗ во время посевной нужно было обработать 3 гектара земли под посевы проса, картофеля, овощей и бахчи. Колхоз забрал у интерната лошадь, а взамен прикрепил верблюда. Сотрудники интерната вспоминали:

Работа с детьми в эвакопунктах

В октябре 1941 года из оккупированных врагом мест в Москву приезжали беженцы, которые останавливались в эвакопункте в Гороховском переулке и ждали отправки дальше. Среди них были обездоленные семьи с напуганными детьми, которые не понимали, что происходит вокруг. Эвакопункт помещался на территории бывшего Ростокинского района Москвы. Дошкольные работники М. Г. Хлопова, Е. Б. Гениннгс, В. В. Обыдова и Т. С. Бабкина решили скрасить пребывание малышей на эвакопункте. Они принесли детям несколько настольных игр, книжек с картинками, цветные карандаши. Потом Елизавета Борисовна Гениннгс вспоминала:

В Железнодорожном районе была организована детская комната при непосредственном участии Н. А. Метлова – одного из основоположников общественного дошкольного воспитания в СССР. Методист района З. С. Терновцева вспоминала, что в этой комнате звучала музыка. Николай Афанасьевич заводил патефон, дети пели и играли. Здесь они забывали про войну. Случались и настоящие пляски на радость взрослым.

В Сокольническом районе открыли детский сад аварийного типа, куда поступали дети, пострадавшие от вражеских налетов или прибывшие из районов Московской области, – бомба попала в здание детского дома и воспитанников срочно вывезли в Москву. Здесь детей обували, одевали и отправляли в безопасное место. Дошкольный инспектор этого района А. Ф. Музыкина сопровождала детей до самого места их назначения. Из записей Успенской А.Я.:

Детские сады в бомбоубежище

В конце декабря в детском саду, который размещался в бомбоубежище, появились прогулочные группы. Педагоги собирали детей на 2–3 часа обязательно вблизи бомбоубежища и проводили с ними игры. В конце января 1942 года, когда враг был уже за 350–400 километров от Москвы, детские сады в бомбоубежище разрешили открыть в каждом районе. Но из-за постоянной угрозы воздушной тревоги воспитатели всегда были настороже. Они учили детей спускаться в бомбоубежище, обсуждали с ними каждый шаг. Например – по сигналу все дети быстро кладут все то, что у них в руках, – куклу, лопату на определенное место, становятся друг за другом в установленном порядке, спускаются и ждут, когда взрослый откроет дверь. Еще одна трудность в таких детских садах – питание детей:

Когда наступила весна, в бомбоубежищах стала появляться сырость, и детей разрешили переселить наверх. С февраля 1942 года в Москве заработало 25 детских садов, летом – еще 149. К концу 1942 года в 258 детских садах воспитывалось уже 202 тысячи детей – третья часть детей города довоенного времени.

Подбор кадров в детские сады

Вопрос кадров в то время стоял остро. На работу стали возвращаться воспитатели, которые были заняты в учреждениях, на предприятиях. Вместе с опытными кадрами нa работу брали и молодых девушек без специальной подготовки. В 1942 году в отдельных районах для них создавались краткосрочные курсы на базе семиклассного образования.

В эти годы многие воспитатели стремились сделать жизнь детей разнообразной, отвлечь их от тяжелых переживаний. Для этого воспитатели показывали дошкольникам кукольный и теневой театры, проводили вечера досуга. После полдника к детям приходил музыкальный руководитель, который был включен в штат с 1944 года. Вместе с педагогом дети пели, играли, танцевали, инсценировали сказки. Задача этих занятий была одна – создать у детей хорошее настроение.

Помощь детским садам Подмосковья

Зимой в 1942–1943 годах Московская область начала восстановительные работы после оккупации. Москва откликнулась и оказала помощь в восстановлении сети дошкольных учреждений районам области. Первая поездка работников Отдела народного образования была в г. Наро-Фоминск. Следы разрушений здесь повсюду напоминали о недавних боях. Московских коллег встретила целая группа местных работников детских садов. Одну из задач, которую они тогда поставили, – подготовить воспитательниц для открываемых площадок – детских садов. По сохранившимся данным, они подготовили 153 воспитателя для работы на детских площадках в подшефных районах. Наибольшую активность в этом проявили педагоги-дошкольницы Бауманского, Свердловского, Москворецкого, Красногвардейского и Фрунзенского районов г. Москвы. В последующем московские педагоги оказывали шефскую помощь и обменивались опытом с коллегами из области в формате взаимопосещений.

Праздник Победы

В 1945 году долгожданный праздник Победы прошел во всех детских садах города Москвы. Taлантливые и изобретательные музыкальные руководители, воспитатели провели этот праздник душевно. Из записей воспитателя Г. Ю. Голлендер:

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

4
Апрель 2020года
Календарь

Знаменательные события и даты апреля

Календарь знаменательных событий и дат позволит разнообразить традиционные тематические мероприятия в детском саду. Вы узнаете об истории возникновения различных праздников, юбилеях выдающихся педагогов, известных детских писателей и поэтов, композиторов, художников. Найдете рекомендации, какие беседы с воспитанниками и консультации с родителями и педагогами провести в апреле.

Кликайте по датам, чтобы посмотреть описание праздника

Подготовила Татьяна Агуреева по материалам сайтов calend.ru, ru.wikipedia.org

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.