Все статьи номера
1
Январь 2018года
Делимся опытом

Как научить малышей водить хоровод: готовый план работы

Чтобы научить детей младшей группы различать право – лево, слушать воспитателя и друг друга, поставьте их в хоровод со старшими дошкольниками. На их примере малыши научатся ориентироваться в пространстве, повторять простейшие движения, почувствуют себя частью коллектива. В статье есть готовый план, как провести такое мероприятие.

Светлана Яремчук, музыкальный руководитель БДОУ СМР «Детский сад № 10» г. Сокола Вологодской области
Ирина Горева, воспитатель БДОУ СМР «Детский сад № 10» г. Сокола Вологодской области
Любовь Иванова, воспитатель БДОУ СМР «Детский сад № 10» г. Сокола Вологодской области

Чтобы развить у воспитанников младшей группы навыки пространственной ориентировки, сформировать простые танцевальные умения, научить слушать друг друга, педагоги БДОУ СМР «Детский сад № 10» г. Сокола Вологодской области провели специальную акцию. Они пригласили детей подготовительной группы разучить с младшими детьми хоровод. Дошкольники не только показали танцевальные движения, но и устроили для малышей зимний праздник с подарками.

Цель акции «Научим малышей водить хоровод»: воспитать у дошкольников

желание совершать добрые дела, передавать свои знания и опыт младшим детям.

Задачи:

воспитать у детей подготовительной группы потребность обобщать и передавать имеющийся опыт младшим детям;

развивать социально-коммуникативные навыки у воспитанников разных возрастных групп;

совершенствовать вокальные способности и умение танцевать;

развивать художественные способности;

рассказать об истории хоровода, формировать у детей желание узнавать о зимних праздниках и традициях;

привлечь родителей к совместным мероприятиям;

создать доброжелательные отношения в детском коллективе

Хоровод детей младшей и подготовительной групп

Как возникла идея

Зимние праздники дети связывают с играми, танцами, волшебством и сказками. Педагоги предложили детям подготовительной группы самим «стать волшебниками»: взять шефство над малышами и провести вместе с ними праздник хоровода. Так возникла идея акции «Научим малышей водить хоровод».

В акции приняли участие воспитатели, дети и родители подготовительной группы, воспитатели, дети и родители младшей группы, музыкальный руководитель. Кроме того, дошкольники пригласили детей полутора лет и их мам, которые посещают занятия консультационного пункта «Мамина школа».

Почему именно хоровод? В ДОО дети рано начинают осваивать хороводы. В первой младшей группе воспитатели ставят детей в круг, учат браться за руки и идти друг за другом. Однако для маленьких детей сложно двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону.

Дети трех лет в норме уже умеют правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, следовать ритму музыки. Однако чтобы научиться взаимодействовать с окружающими и ориентироваться в пространстве, им многому нужно учиться.

Если педагог не может организовать детей на празднике, построить их в хоровод, не всегда это недочет педагога. Проблема может быть связана с тем, что у дошкольников еще не сформировались навыки пространственной ориентировки или этот процесс нарушен.

В три года ребенок стремится взаимодействовать, изучает окружающих его детей и взрослых. Поэтому педагоги должны использовать этот период для социализации и развития ребенка. Хоровод – один из способов, который поможет сформировать пространственные представления ребенка и выстроить его отношения со сверстниками.

История хоровода

Хороводы и хороводные песни – вид народных развлечений с конца XVII века. Это одновременно танец, песня и игра, часто с диалогами и действием (инсценировкой содержания песни). Участники хоровода держатся за руки, иногда за один палец (мизинец), платок, шаль, пояс, венок. Руководит танцем хороводница.

Термин «хоровод» происходит от древнегреческого слова «хорос» – «массовый танец с песней» и старославянского «вод» – «ходить, водить». Хороводы возникли из обрядовых песен, связанных с временами года и праздниками.

Основная фигура танца – хождение по кругу – символизирует солнце, от которого зависит урожай. Первое упоминание о хороводе встречается в сказании гусляра о Моравском царстве, где говорится о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами» на плотах!

В старину хороводы водились на берегах озер, рек, лужайках, рощах, дворах, и каждое место имело свое название. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца. Девушки и женщины надевали лучшие наряды, специально покупали красочные ленты, платки.

Совместная деятельность детей в группе

Как проходила работа с детьми

Акция включала разные мероприятия, которые проходили поэтапно. План работы с детьми и родителями представлен в приложении.

Организационный этап. Вначале педагоги проинформировали родителей о проведении акции и предложили им принять в ней участие.

Воспитатель подготовительной группы провела с воспитанниками беседы на темы «Время творить добро», «Почему мы любим зимние праздники», «Ладошки теплоты». В ходе них она задала детям проблемный вопрос: «Почему люди стремятся делать добрые дела?». Выслушав ответы, поставила перед детьми проблемную ситуацию: «Как нам стать добрыми волшебниками в детском саду?». Помогать младшим детям предложили сами воспитанники подготовительной группы.

Далее педагоги с детьми обсудили, как они могут порадовать младших детей. Все вместе решили провести совместный праздник, посвященный хороводу.

Основной этап. Воспитанники подготовительной группы пришли в гости к младшим дошкольникам и познакомились со своими подопечными. Первым совместным мероприятием стал вечер загадок «Зимние чудеса». Для него старшие дошкольники с помощью воспитателя сочиняли загадки, стихи и сказки на зимнюю тему.

Под руководством педагогов и родителей старшие дошкольники провели мастер-классы по изготовлению снежинок, сосулек, праздничных гирлянд, составили коллаж на зимнюю тему. Затем предложили младшим детям украсить группу поделками, которые они сделали вместе.

На следующем этапе дошкольники разучивали с педагогами хороводные движения. Роль ведущего (взрослого) на первом этапе очень важна. Он руководит хороводной композицией и показывает детям образец. Дети повторяют за педагогом, следуют за ним в такт музыке.

Воспитатель подготовительной группы разучила с детьми шуточное стихотворение А. Барто «Гуси-лебеди» («Малыши среди двора хоровод водили…»). Кроме того, педагоги рассказали старшим дошкольникам об истории хоровода, особенностях танца, показали мультимедийную презентацию «Откуда пришел хоровод?». Дошкольники сами придумали движения к хороводным песням Л. Вахрушевой «Зимушка-зима», М. Красева «Елочка», создали игротеку зимних хороводных игр. Затем на встрече с младшими детьми воспитанники подготовительной группы поделились тем, что узнали и выучили.

В процессе подготовки к празднику педагоги вместе с дошкольниками оформили приглашения для детей и родителей. Потом вместе обсудили и составили сценарий праздника.

Родители также приняли активное участие в акции. Они организовали фотовыставку «Хороводы нашего детства», изготовили украшения для одежды и аксессуары для праздника. Воспитатель подготовительной группы попросила родителей подготовить презентации семейных проектов на тему «Традиции зимних праздников в нашей семье».

Заключительный этап. На совместном мероприятии в детском саду дети подготовительной группы исполнили общий хоровод с воспитанниками младшей группы. После праздника они поделились своими впечатлениями, рассказали о том, что у них получилось, что вызвало трудности, какую пользу принесла совместная творческая работа.

С помощью педагогов воспитанники подготовительной группы оформили фотоальбом и стенгазету «Как помогать малышам». Кроме того, они сделали книжки-малышки с придуманными загадками, стихами и сказками о зиме и подарили ее воспитанникам младшей группы. Педагоги вручили наиболее активным родителям благодарственные письма за участие в акции и разместили информацию о ней на сайте ДОО.

Какие бывают виды хороводов

Орнаментальные хороводы. Тексты песен, которые исполняют во время танца, не содержат конкретного действия. Участники ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи небольшое количество фигур. Песни связаны с образами природы, коллективным трудом, бытом: сеянием проса, уборкой льна, изготовлением полотна. Запевала начинает песню, задавая тон и темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца.

Игровые хороводы. Содержание песни разыгрывается в лицах. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов играют образы, характеры героев. Темы могут быть связаны со сказками.

Пляски по кругу. Пара исполнителей выступает независимо от остальных участников. Содержание песен шуточное, бытовое или лирическое. Часто песню исполняют зрители, которые стоят вокруг. Темп быстрее, чем в орнаментальных и игровых хороводах.

Праздник хоровода

Приложение

План работы с детьми и родителями в рамках акции «Научим малышей водить хоровод»

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).