ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2016года
Делимся опытом

Проект «Дом пуговки» для детей второй младшей группы

Воспитатели младших групп часто сталкиваются с тем, что дети не умеют одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Как научить их? Предложите поиграть с пуговицами. Ведь предметы, которые не предназначены для игр, вызывают у дошкольников особый интерес. О том, как простая игра может стать большим проектом, читайте в данной статье.

Малышева Н.Ю., воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101 “Машенька”» г. Вологды
Никитина Н.Ю., воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 101 “Машенька”» г. Вологды
Филобутонистика (от англ. button – пуговица) – это коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Пуговицы – незаменимый элемент ручного труда. Из них изготавливают подделки, украшения, картины.
«Чудо-юбка»

Как возникла идея проекта

Идея проекта возникла случайно: у воспитанника не получалось застегнуть пуговицу на рубашке. Воспитатель ему помогла. Затем попросила остальных детей показать, как они умеют застегивать пуговицы. Не все дошкольники справились с заданием.

Поэтому вначале была поставлена задача – научить воспитанников самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. Чтобы поддержать интерес детей к пуговицам, воспитатель рассказала, что эта вещь появилась давно и необходима человеку. Затем воспитатель попросила дошкольников найти дома интересные пуговицы и рассмотреть их. Дети стали приносить понравившиеся пуговицы в детский сад.

Дошкольники по природе – исследователи. Они любознательны, задают много вопросов о тех вещах, которые им интересны. Любят находить сходства и отличия предметов, учатся делать выводы из полученной информации. Поэтому они с удовольствием включились в коллекционирование пуговиц в группе.

Коллекционирование – полезное для дошкольников занятие. Оно носит интегрированный характер, т. е. связано с формированием элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Однако возможности ребенка в этот возрастной период невелики. Ему нужна помощь взрослого, чтобы удовлетворить свои познавательные интересы. Причем от позиции взрослого – поддерживает он интерес к коллекционированию или относится равнодушно – зависит степень увлеченности ребенка.

В группах младшего дошкольного возраста много детей с неровным поведением, двигательно-активных, тревожных, малообщительных, застенчивых. Установить гармоничные взаимоотношения с ними можно, если найти общее дело, совместить интересы ребенка и взрослого. Поэтому воспитатели пригласили родителей к совместному коллекционированию и попросили принести необычные пуговицы.

Вскоре коллекция пуговиц стала такой большой, что их некуда было складывать. Воспитатели совместно с детьми решили сделать для них «Дом пуговки». С этого начался одноименный проект.

Настенное панно «Музей пуговки»

Как влияет коллекционирование на развитие детей?

• развивает познавательную активность, внимание, память, любознательность, наблюдательность;

• формирует элементарные математические представления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать;

• приучает к усидчивости и аккуратности;

• снимает напряжение, вызывает положительные эмоции;

• формирует коммуникативные навыки.

Каковы цели и задачи проекта

Цели проекта «Дом пуговки» (далее – проект):

  • сформировать у детей представления о пуговицах и их назначении;
  • расширить кругозор;
  • повысить познавательную активность;
  • развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, связную речь, творческие способности;
  • вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством реализации совместного проекта.

Участниками проекта стали педагоги, родители и дети второй младшей группы (3–4 лет). Задачи были определены для каждой группы участников.

Для детей:

  • научить самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы;
  • сформировать представление о разнообразии размеров, цвета, форм пуговиц и материалов, из которых они сделаны;
  • стимулировать поисково-познавательную деятельность;
  • формировать интерес к коллекционированию;
  • формировать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для педагогов:

  • решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях;
  • повышать уровень педагогической компетентности;
  • создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности;
  • установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями.

Для родителей:

  • вовлечь в совместную с детьми деятельность;
  • повысить компетентность в вопросах развития познавательной сферы ребенка;
  • создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами.
Интересно

Происхождение слова «пуговица» до конца не ясно. Согласно Школьному этимологическому словарю русского языка (М.Н. Шанский, Т.А. Боброва) у слова «пуговица» такой же корень, как у слова «подушечка» – «пуга». Поэтому пуговицаназвана по своей вздутости, утолщенности.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля пуговица – это «пугалка». Пуговица была разновидностью амулета и отпугивала враждебные силы. Для этого в полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камушек, издававшие при движении приглушенный звук. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли и не застегивались.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта по созданию «Дома пуговки» проходила в течение одного месяца в несколько этапов.

На подготовительном этапе воспитатели сформулировали тему проекта, его цели и задачи, разработали модель «Дома пуговки» и определили место в группе, где его разместить (на одной из стен).

Затем с помощью модели двух вопросов («Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?») воспитатели выяснили представления дошкольников о пуговицах. На их основе сформулировали темы познавательно-исследовательской деятельности:

  • Что означает слово «пуговица»?
  • Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?
  • Какими были первые пуговицы?
  • Каких видов бывают пуговицы?
  • Из каких материалов делают пуговицы?
  • Какие есть способы пришивания пуговиц?
  • Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?

Также педагоги обозначили этапы познавательно-исследовательской деятельности и результат, который предполагалось получить в конце проекта.

Основной этап включал сбор и оформление экспонатов (пуговиц разной формы, размера, материала), поиск информации о них, разработку экскурсий в «Дом пуговки».

Совместно с воспитателем дети систематизировали пуговицы по цвету, размеру, структуре, форме, материалу. В ходе беседы они узнали, что слово «пуговица» произошло от слова «пугать», рассматривали старинную пуговку-бубенчик.

Образовательная деятельность осуществлялась воспитателем в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, дети знакомились с пословицами и поговорками о пуговицах, когда одевались на прогулку («коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк»). После приема пищи воспитатель рассказала, как царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос.

На занятиях дошкольники узнали об истории появления пуговицы, что раньше они были очень дорогие. Воспитатель рассказала, какими были первые пуговицы, чем отличаются пуговицы царских особ, мундирные (форменные), дизайнерские.

В ходе продуктивной деятельности воспитанники учились пришивать пуговицы, используя шнуровки. Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра «Мы – дизайнеры»: дети подбирали пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. д.).

В процессе художественного творчества дошкольники придумывали и рисовали, лепили свои пуговицы. Полученные знания закрепляли в ходе игровой деятельности. Игры «Найди пару», «Какая лишняя?» помогли детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности.

В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что они пришиты по-разному.

Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика. Вместе с родителями дошкольники изготавливали поделки из пуговиц.

Содержание проекта «Дом пуговки» по образовательным областям представлено в приложении.

На заключительном этапе был создан «Дом пуговки». Разные виды пуговиц «поселились» в своих комнатках: «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», «Пуговицы для верхней одежды», «Пуговицы-украшения» и т. д.

На торжественное открытие выставки были приглашены родители, педагоги, администрация детского сада и, конечно, воспитанники разных групп. Гостей ждало сладкое угощение в виде печенья-пуговок.

Так, из маленькой вещицы вырос большой познавательный проект. Он не потребовал значительных затрат времени и ресурсов на реализацию, но принес ощутимые результаты. Педагогам удалось не только увлечь младших дошкольников занятиями в детском саду, но и сформировать необходимые навыки самообслуживания, сенсорные навыки.

Проект способствовал развитию у дошкольников связной речи, памяти, внимания, мышления, расширению кругозора, объединил педагогов, родителей и детей общей идеей. «Дом пуговки» существует в детском саду до сих пор и постоянно принимает посетителей: на экскурсию приходят воспитатели и дети других возрастных групп.

Игра «Раскрась картинку пуговицами»

Примеры дидактических игр с пуговицами1

• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету» – раскладываем пуговицы в ячейки в соответствии с цветом.

• «Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме» – раскладываем пуговицы в ячейки в соответствии с геометрической формой.

• «Чередование пуговиц по заданию» – строим цепочку из пуговиц двух (трех) цветов, соблюдая последовательность.

• «Найди лишнюю пуговицу» – находим лишнюю пуговицу и меняем ее на нужную по цвету, размеру или форме.

• «Найди пары одинаковых пуговиц» – подбираем пары одинаковых пуговиц, уточняем их цвет, форму и размер. 

• «Чудесный мешочек» – определяем на ощупь: большая или маленькая пуговица попалась в руки.

• «Мозаика» – выкладываем из пуговиц несложные предметы (например, цветок, флажок, домик) и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

• «Поезд из пуговиц» – выбираем пуговицы одинакового размера (вагончики) и выкладываем из них дорожку (поезд); переставляем пуговицы с конца в начало, чтобы «поезд двигался».

• «Сенсорные карточки для счета» – считаем пуговицы, пришитые к плотной ткани или картону.

• «Домики» – «заселяем» одну, две или три пуговицы в домики, нарисованные на бумаге или выложенные из счетных палочек.

• «Застегивание и расстегивание пуговиц» – застегиваем и расстегиваем пуговицы на дидактическом панно, одежде кукол и т. д.

Приложение

Содержание проекта «Дом пуговки» по образовательным областям

Образовательная областьВид деятельностиСодержание деятельности
Познавательное развитиеИгровая, познавательно- исследовательская, коммуникативнаяУпражнения на определение цвета, величины, формы, материала пуговиц; установление сходства и различия.
Занятие на тему «Как мы используем пуговицы?».
Наблюдение «Где пришиты пуговицы на одежде детей нашей группы?».
Беседы на темы «Почему надо застегивать пуговицы на одежде?», «Чем опасны пуговицы?» (об аккуратном обращении с пуговицами).
Дидактические игры: «Пришить пуговицу» (используется шнуровка), «Какая лишняя?» (на развитие пространственного восприятия); «Выложи узор» (на развитие микроориентирования, внимания, эстетического восприятия); «Подбери к одежде» (на стимулирование исследовательской активности, развитие воображения, умения ориентироваться в сезонных видах одежды); «Цветовая сортировка» (раскладывание пуговиц по цвету)
Социально- коммуникативное развитиеКоммуникативная, игроваяРассматривание иллюстраций, наглядного материала самостоятельно и с последующим обсуждением.
Беседа на тему «Какие бывают пуговицы?» (круглые, овальные, квадратные, треугольные, металлические, пластмассовые, деревянные, разных цветов и т. д.).
Задания «Найти пуговицу по цвету, размеру, форме».
Игра в паре «Помоги другу» (дети в парах расстегивают и застегивают пуговицы друг другу).
Игра «Чудо-юбка» (воспитатель надевает дидактическую юбку и садится на ковер, а дети вокруг застегивают на юбке пуговицы, липучки, кнопки, «карабинчики», крючки)
Речевое развитиеКоммуникативнаяЧтение художественной литературы (рассказ Л. Улицкой «Сто пуговиц», стихи о пуговицах Т. Ефимовой, К. Брель, В. Бредихина, Е. Менжинской, И. Александровой, С. Видерхольд, В. Юркова, Е. Долматовского «Коричневая пуговка», книги Е. Каликинской «Парад пуговиц» и т. д.).
Рассматривание иллюстраций одежды с пуговицами (активизация словаря); составление рассказов о пуговицах (для проведения экскурсий)
Художественно-эстетическое развитиеПродуктивная, музыкальнаяРисование (разукрашивание, закрашивание) пуговиц, подбор расцветки пуговиц под элементы одежды и т. д.; лепка пуговиц из пластилина, украшение ими пластилинового дерева.
Пришивание пуговиц с использованием метода шнуровки.
Слушание «Песни пуговки-непоседы» из арт-проекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей» (авт. – А. Коротич и Т. Милоянин); просмотр мультфильма «Сто пуговиц» (по одноименному рассказу Л. Улицкой, реж. С. Олифиренко, 1983 г.)
Физическое развитиеДвигательная, игроваяХождение по массажным коврикам с пришитыми пуговицами для профилактики плоскостопия

>>вернуться в текст

1 Игры подобраны из методической литературы с учетом возраста воспитанников. – Примеч. авт. >>вернуться в текст