ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2016года
Работаем с воспитателями

Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя

Вы уже составили план самообразования педагогов на новый учебный год? Вы уверены, что педагоги правильно выбрали и сформулировали методические темы? Воспользуйтесь несложным алгоритмом, который поможет избежать ошибок и определить цели педагогической деятельности.

Юркова С.Г., методист МБУ «Центр развития образования» г. Калачинска Омской области

Система методического сопровождения педагогов сегодня создается в каждой дошкольной образовательной организации. Это обусловлено рядом причин.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране, указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО1 для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов, в т. ч. их дополнительного профессионального образования.

Дополнительное профессиональное образование — это часть большой работы в направлении профессионального развития педагогов ДОО. Значимая, но не единственная часть. Курсы повышения квалификации чаще выполняют ориентировочную, информационную функцию. А реализовывать на практике теоретические выкладки и положения, новые требования к организации образовательного процесса, осваивать современные технологии, применять новые методы и приемы педагогу предстоит самостоятельно.

Чтобы воспитатели смогли успешно справиться с профессиональными задачами, а дошкольная образовательная организация из режима функционирования перешла в режим развития, в каждой ДОО выстраивается своя система методического сопровождения педагогов. Центральное место в ней занимает индивидуальный план (или программа) профессионального развития воспитателя. И это не случайно.

Самообразование — один из самых эффективных видов образования. Его смысл в том, что человек сам ставит цель, выбирает средства, оптимальный темп усвоения знаний и приобретения умений.

Знания, полученные в результате самообразования, самые сохраняемые, т. к. они построены по индивидуальному проекту. Именно в процессе самообразования педагог приобретает компетенции, которые необходимы ему в практической профессиональной деятельности.

Индивидуальный план профессионального развития может быть построен на основе разных моделей. Причем сложность модели не гарантирует ее эффективности. Главное, чтобы план или программа давали ответы на следующие вопросы:

  • Какая проблема определена в качестве направления педагогической работы?
  • Какие профессиональные задачи необходимо решить?
  • Какие знания и умения необходимы для решения поставленных задач?
  • Какие действия будут предприняты?
  • Какие результаты ожидаются?

При разработке индивидуального плана профессионального развития большинство воспитателей испытывают затруднения. Причем они начинаются уже с формулировки темы. А этот этап важен, т. к. формулировка методической темы — это определение направления деятельности.

Основные ошибки, которые допускают педагоги при формулировании методической темы:

  • неактуальность рассматриваемых проблем;
  • бессодержательность формулировок;
  • некорректное использование педагогических и психологических терминов, употребление устаревшей терминологии и т. д.

Чтобы избежать этих ошибок, предлагаем использовать несложный алгоритм, который поможет педагогам правильно сформулировать методическую тему. Существует определенный подход, который является универсальным и применим в любых условиях. В чем он заключается?

Главное требование к методической теме — она должна отражать цель (Ц) педагогической деятельности и средства (С), при помощи которых данная цель будет достигнута.

Например, в методической теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» отражена цель — развитие познавательной активности и средство, при помощи которого эта цель достигается, — организация экспериментирования. Кроме того, в формулировке конкретизируется, в рамках какой возрастной категории воспитатель планирует провести работу.

Формулировка методической темы (МТ) может быть построена двумя способами:

В первом случае логические части методической темы обычно соединяются при помощи связок «через», «в», «на основе», «в процессе».

Во втором случае это будут связки «как средство», «как инструмент» и т. д.

Однако педагогу необходимо знать, где взять правильные (корректные и современные) формулировки целей и что служит средством их достижения.

С целями достаточно просто — они определены ФГОС ДО. Тот факт, что целевые ориентиры сформулированы объемно, не препятствие. Нужную формулировку всегда можно «извлечь» и конкретизировать.

Приведем примеры формулировок целевой части методической темы:

  • Формирование и развитие навыков взаимодействия со сверстниками в... через...
  • Овладение основными культурными способами деятельности через... посредством...
  • Развитие детской инициативы и самостоятельности в...
  • Формирование установки положительного отношения к миру через...
  • Развитие детского воображения в процессе...
  • Формирование навыка следования социальным нормам в... посредством...
  • Расширение представлений о природном и социальном мире через...
  • Развитие волевой сферы и навыков саморегуляции через... в процессе...

Каждая из формулировок взята из целевых ориентиров. В этом можно легко убедиться, если обратиться к тексту ФГОС ДО.

Как определить средства достижения целей? ФГОС ДО разработан на основе целого ряда принципов. Главные из них — принцип индивидуализации, принцип развития и деятельностный принцип.

Образовательный процесс в ДОО — это организация различных видов детской деятельности. Для достижения поставленных целей ФГОС ДО предлагает широкий перечень видов детской деятельности. Среди них есть традиционные для дошкольного образования (например, игровая деятельность) и относительно новые (например, проектная).

Таким образом, средством достижения целей в дошкольном образовании можно считать организацию определенных ФГОС ДО специфических для дошкольного возраста видов детской деятельности, а также педагогические технологии, отдельные методы и приемы. Исходя из этого, приведем пример методической темы: «Проектная деятельность как средство формирования и развития у дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми».

Актуальность методической темы педагога не должна рассматриваться исключительно в разрезе соответствия ее действующим нормативным правовым актам. Она должна быть обусловлена образовательными потребностями конкретной группы детей. Следовательно, необходимо тщательно анализировать результаты педагогической диагностики, которая в соответствии с положениями ФГОС ДО используется для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой. Затем на основании результатов диагностики определять проблемы и задачи, формулировать целевую часть методической темы.

vip.1obraz.ru

В Справочной Системе «Образование» вы найдете шаблоны документов: план самообразования педагогов ДОО; положение о работе педагогов ДОО над темами самообразования. Получите бесплатно демодоступ

Обобщим основные тезисы и сформируем шпаргалку. Она поможет педагогам сформулировать методическую тему:

  • Правильная формулировка методической темы ориентирует педагога в его профессиональном развитии (позволяет выбрать из многообразия направлений педагогической деятельности какое-то одно).
  • Методическая тема должна быть актуальной.
  • Методическая тема должна отражать цель педагогической деятельности воспитателя и средства, при помощи которых данная цель будет достигнута.
  • Целевая часть методической темы формулируется на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и целей образовательной программы ДОО.
  • Средствами достижения целей являются определенные ФГОС ДО виды детской деятельности, педагогические технологии, отдельные методы и приемы педагогической техники.
1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». >>вернуться в текст