ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Работаем с воспитателями

Что такое психологически безопасная образовательная среда: обсуждаем на педсовете

Ухаживать за детьми, создавать условия для их развития, укреплять и сохранять здоровье — главные задачи воспитателя ДОО. При этом не менее важно учитывать настроение, интересы, мнение каждого воспитанника, чтобы дети чувствовали себя в группе уверенно и комфортно. Не все педагоги понимают, что такое психологически безопасная образовательная среда и как ее создать. Обсудите эти вопросы в ходе педсовета.

Юлия Ведерникова, старший воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20» г. Томска

Педагоги дошкольных образовательных организаций не только решают образовательные и воспитательные задачи. Их деятельность также направлена на достижение целей здоровьесбережения детей.

Здоровьесбережение предусматривает разные виды деятельности, цель которых — укрепить и сохранить здоровье воспитанников. Это организация питания и режима, мероприятия по формированию активной жизненной позиции и приобщению к здоровому образу жизни с применением различных методик и технологий, разучивание правил безопасности в сложных и опасных ситуациях и т. д. Однако родители и педагоги забывают о психологической безопасности ребенка, считают, что это задача педагога-психолога.

Психологическая безопасность дошкольника имеет важное значение для его полноценного развития, сохранения и поддержки психического здоровья, предупреждения психологических травм.

Чтобы ребенок развивался в соответствии с возрастом и возможностями, необходимо создавать психологически безопасную образовательную среду, в которой он чувствовал бы себя уверенно, безопасно, психологически комфортно.

Что помогает развивать у детей психологически безопасная образовательная среда?

  • Познавательные и психические процессы (память, внимание, восприятие, воображение).
  • Интеллектуальную сферу: мыслительные умения и различные виды мышления.
  • Коммуникативные умения, необходимые для успешного и конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоциональную сферу: умения понимать свои и чужие эмоции, адекватно проявлять и воспринимать эмоциональные состояния.
  • Волевую сферу: произвольность и саморегуляцию, необходимые для выполнения заданий и дальнейшего обучения в школе.
  • Личностную сферу: уверенность в своих силах и адекватную самооценку.

С введением ФГОС ДО появились новые требования к образовательной деятельности. В ходе реализации образовательной программы педагоги должны предоставить ребенку выбор, следовать за его потребностями, организовать деятельность детского коллектива таким образом, чтобы каждый смог реализовать свой потенциал, удовлетворить желания и развиваться в разных направлениях по своим возможностями.

Детский сад для ребенка — его второй дом. Здесь он проводит большую часть будних дней. Поэтому педагог несет ответственность за каждого воспитанника и благополучное проживание им дошкольного детства.

Цель предлагаемого педагогического совета — уточнить и расширить представление педагогов о здоровьесбережении воспитанников, закрепить знания о психологически безопасной образовательной среде.

Задачи:

  • уточнить, что такое здоровьесбережение детей дошкольного возраста;
  • закрепить представление о составляющих здоровья человека;
  • углубить знания в области законодательства дошкольного образования;
  • расширить представление о том, что такое психологическая безопасность ребенка и как ее создать в ДОО.

Чтобы педагоги не просто воспринимали информацию, а усвоили ее и таким образом пришли к пониманию сути вопроса, педагогический совет проводится в форме деловой игры.

Суть игры заключается в том, что педагоги делятся на подгруппы, получают задания и бланк для фиксации ответов. После обсуждения задания в подгруппе педагоги принимают решение и фиксируют ответ. Затем обсуждение проводится со всем коллективом. Таким образом, педагоги не получают готовые ответы на вопросы, а через обсуждение в малой и большой группах самостоятельно находят их.

Ведет педагогический совет старший воспитатель. Предварительно он готовит опорный материал — слайд-презентацию, на которой представлена информация для обсуждения и анализа, а также бланки ответов, в которых педагоги фиксируют основные моменты.

Последовательность вопросов для обсуждения построена определенным образом. Сначала старший воспитатель предлагает рассмотреть термины «здоровьесбережение», «здоровье», «виды здоровья».

После этого педагоги обсуждают положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: основные принципы государственной политики, обязанности и ответственность педагогических работников, ключевые фразы о психологически безопасной образовательной среде в ДОО.

Далее анализируют основные положения ФГОС ДО, которые касаются психологически безопасной образовательной среды: задачи, аспекты создания, целевые ориентиры, достижение которых позволит ребенку создавать психологически безопасную среду.

Важный этап педагогического совета — саморефлексия. Творческое домашнее задание позволит педагогам закрепить полученные знания и найти ответы на возникшие вопросы.

Подробно план проведения педагогического совета представлен в приложении 1. Бланк для ответов участников — в приложении 2.

Данную игру можно проводить на семинарах, практикумах, консультациях для педагогов детского сада, студентов, обучающихся по направлению «Дошкольная педагогика», и слушателей курсов повышения квалификации.

Приложение 1

План проведения педагогического совета на тему «Что такое психологически безопасная образовательная среда и как ее создать»

Ход педсовета:
1. Вступительная часть

Текст выступления старшего воспитателя:

Добрый день, коллеги! Здоровье населения — показатель благополучного общества, одно из условий социального, культурного и экономического развития страны. Проблема здоровьесбережения населения, особенно детей, — приоритетная задача государства. И решаться она должна на уровне ДОО. Сегодня мы рассмотрим два вопроса:

  • Что такое здоровьесбережение дошкольника?
  • Как создать психологически безопасную образовательную среду в ДОО?

Чтобы приступить к обсуждению, я предлагаю вам разделиться на подгруппы по 4–5 человек.

2. Основная часть

Текст выступления старшего воспитателя:
Для каждой подгруппы подготовлен бланк ответов, в котором можно фиксировать ответы.

Вопрос 1. Что такое здоровьесбережение дошкольника?

Текст выступления старшего воспитателя:
На современном этапе развития дошкольного образования одно из важных направлений деятельности детского сада — здоровьесбережение воспитанников.

Задание 1. Сформулируйте и запишите в бланке ответов, что такое здоровьесбережение. (Представители групп зачитывают свои варианты ответа.)

Задание 2. Какие два понятия входят в состав слова «здоровьесбережение»?
(Ответ: «здоровье» и «сбережение».)

Задание 3. Дайте определение понятию «здоровье» и запишите его в бланк ответов. (Представители групп зачитывают свои варианты ответа.)

Текст выступления старшего воспитателя:
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней. Таким образом, здоровье человека определяет состояние четырех составляющих компонентов:

  • физического;
  • психического;
  • социального;
  • духовного.

Задание 4. Сформулируйте и запишите в бланке ответов, какой смысл вы вкладываете в эти понятия. (Представители групп зачитывают свои варианты ответа.)

Текст выступления старшего воспитателя:
Физическое здоровье — это полное физическое благополучие, совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
Психическое здоровье — это способность человека противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в общество, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Социальное здоровье — это способность жить и общаться с другими людьми, создавать и поддерживать положительные отношения с окружающими, моральное самообладание, адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро- и макросреды.
Духовное здоровье — это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религии, традиций и истории своего народа.

Задание 5. Дайте определение понятию «сбережение» и запишите его в бланк ответов. (Представители групп зачитывают свои варианты ответа.)

Текст выступления старшего воспитателя:
Сбережение — экономический термин. В новом экономическом словаре «сбережение» определяется как накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем1.

В современных толковых словарях указано, что «сбережение» — это процесс или действие, происходящие от глагола «сберегать»2.

Задание 6. Подберите синонимы к слову «сбережение».
(Представители групп предлагают свои варианты ответа.)

Текст выступления старшего воспитателя:
В Словаре синонимов русского языка3 к слову «сбережение» приведены синонимы: актив, запас, защита, выгадывание, оберегание, припасы, резерв, снабдение, соблюдение, хранение, экономия, сохранение, инвестирование, вложение, накопление, укрепление.

Задание 7. Промежуточная саморефлексия.

Перечитайте свои ответы на задание 1. Можно ли дополнить или переформулировать их?

Текст выступления старшего воспитателя:
Таким образом, понятие «здоровьесбережение» в узком смысле можно определить как действия, направленные на сохранение, укрепление и защиту здоровья человека.
В широком смысле «здоровьесбережение» — это целенаправленный процесс субъективного или объективного воздействия на здоровье, активизация резервных возможностей организма, накопление знаний, умений и навыков, способствующих укреплению физического, психического, социального и духовного благополучия человека.

Вопрос 2. Как создать психологически безопасную образовательную среду?

Текст выступления старшего воспитателя:
В 2012–2014 годах в сфере дошкольного образования произошли значимые изменения — вступили в силу новые документы федерального уровня, которые регламентируют деятельность ДОО.

Задание 8. Назовите два нормативных акта, которые регламентируют деятельность ДОО.

Правильный ответ (демонстрируется на слайде):

Текст выступления старшего воспитателя:
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены основные принципы государственной политики в сфере образования. Один из них — гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (ст. 3).

Задание 9. Прочитайте пункт 1 статьи 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» — «Обязанности и ответственность педагогических работников». Отметьте те обязанности педагогов, выполнение которых позволяет создавать психологически безопасную образовательную среду в ДОО.

Правильный ответ (демонстрируется на слайде):
Педагогические работники обязаны:

  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся;
  • проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению.

Задание 10. Прочитайте пункты 1, 2 статьи 64 Закона «Об образовании в Российской Федерации» — «Дошкольное образование». Подчеркните фразы, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников.

Правильный ответ (демонстрируется на слайде):

  • формирование общей культуры;
  • развитие нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • на основе индивидуального подхода;
  • специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Текст выступления старшего воспитателя:
Предмет регулирования ФГОС ДО — отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Он определяет направленность деятельности ДОО, обязывает учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяет главные задачи дошкольного образования.

Задание 11. Прочитайте задачи ФГОС ДО (п. 1.6 Раздела I). Выберите те из них, решение которых создает психологически безопасную образовательную среду.

Правильный ответ (демонстрируется на слайде):

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задание 12. Какие аспекты образовательной среды, указанные в п. 2.8 ФГОС ДО, необходимо учитывать при создании психологически безопасной образовательной среды в ДОО?

Правильный ответ (демонстрируется на слайде):

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Задание 13. Вспомните целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Выделите по одному ориентиру, достижение которого позволит ребенку создавать психологически безопасную среду.

Правильный ответ (демонстрируется на слайде):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • может выражать свои мысли и желания;
  • может контролировать свои движения и управлять ими;
  • может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
3. Заключительная часть — рефлексия

Задание 14. Саморефлексия.

Внимательно прочитайте свои предыдущие ответы. Подумайте и ответьте на следующий вопрос: «Что я могу сделать для создания психологически безопасной образовательной среды для своих воспитанников?»

Текст заключительного слова старшего воспитателя:
Наш педагогический совет в форме деловой игры подошел к концу. Я надеюсь, что сегодня вы нашли ответ на значимый вопрос: «Как создавать в детском саду психологически безопасную образовательную среду». А чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить домашнее задание.

Домашнее задание. Напишите эссе на тему «Роль педагога в создании психологически безопасной образовательной среды».

>>вернуться в текст

Приложение 2

Бланк ответов для участников педагогического совета «Психологически безопасная образовательная среда в ДОО»

>>вернуться в текст


1 Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В., Квардакова О.В. Новый экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2015. >>вернуться в текст
2 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006; Большой толковый словарь современного русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1995; Малый академический словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981–1984. >>вернуться в текст
3 Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Под ред. Н.А. Абрамова. М.: Русские словари, 1999. >>вернуться в текст



Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).