ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2016года
Говорим о важном

Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования: проблемы и пути решения

На сегодняшний день проблема диагностики воспитанников дошкольной образовательной организации остается очень актуальной. В частности, в конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное — на какие критерии ориентироваться. Разберемся в этих вопросах на примере конкретного педагогического опыта.

Комарова О.А., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета
Автомонова А.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 1194» дошкольное отделение корпус 1533 г. Москвы
Бычкова О.В., воспитатель ГБОУ «Школа № 1194» дошкольное отделение корпус 1533 г. Москвы
  
На фото здесь и далее: воспитанники и педагоги ГБОУ «Школа № 1194» дошкольное отделение корпус 1533 г. Москвы

Деятельность любой образовательной организации общего образования сегодня связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они представляют собой совокупность требований, предъявляемых к образованию на каждом уровне: дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования1 (далее — ФГОС ДО) включает в себя требования:

  • к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
  • условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • результатам ее освоения.

Существенным отличием в содержании ФГОС ДО являются требования к результатам и собственно сами результаты, которые представлены в виде целевых ориентиров. Если сравнить содержание ФГОС ДО со ФГОС других уровней общего образования, то станет очевидным, что в них большое внимание уделяется именно результатам, представленным тремя группами — предметными, метапредметными и личностными. Таким образом, в дошкольном образовании имеется некоторый эффект размытости и неконкретности в достижении результативности. Это обусловлено психофизиологией детей дошкольного возраста и необязательностью данного уровня образования. Поэтому разработчики ФГОС ДО не выделили конкретные результаты, а сформулировали их в виде целевых ориентиров дошкольного образования — неких нормативных показателей уровня развития ребенка на данном этапе.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры — характеристики возможных возрастных достижений ребенка, социально-психологические качества, становление которых является важным на данном этапе его развития, но необязательным.

Это не значит, что педагоги не должны стремиться к формированию и отслеживанию уровня развития, воспитанности у дошкольников. Напротив, на протяжении всего периода образования ребенка в дошкольной образовательной организации они организуют образовательную деятельность для гармоничного развития, полноценной социализации детей и решения других важных педагогических задач. Для этого крайне важно уметь оценить сформированность тех или иных качеств у воспитанников, наличие у них определенных достижений. Однако на практике педагоги часто сталкиваются с рядом вопросов.

Обязателен ли мониторинг в дошкольном образовании?

При внимательном прочтении ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО). При этом указано, что «при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга)»2.

В данном случае можно говорить о том, что сегодня главные функции мониторинга — информативная (получение исходной информации о достижениях детей) и прогностическая (осуществление планирования и коррекции образовательного процесса на основе имеющихся сведений). Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга невозможен с профессиональной точки зрения.

Что и как оценивать?

Педагоги часто ошибочно пытаются изучать достижения детей в соответствии с содержанием образовательных областей. Однако критериями для проведения мониторинга являются целевые ориентиры.

На протяжении всего времени пребывания в ДОО у воспитанников развивают качества, сформулированные в виде целевых ориентиров. Поэтому для оценки возрастных достижений нужно использовать их содержание, а не содержание образовательных областей. Безусловно, и первое, и второе взаимосвязано.

Пример взаимосвязи целевых ориентиров с содержанием образовательных областей представлен в приложении 1.

Как фиксировать результаты воспитанников и отслеживать их динамику?

Здесь следует обратить внимание на важное обстоятельство: развитие ребенка осуществляется на протяжении всего периода образования в детском саду. Поэтому формирование качеств, личностных черт происходит и в младшем, и среднем, и старшем дошкольном возрасте. Это значит, что критерии оценки, представленные в виде целевых ориентиров во ФГОС ДО, являются значимыми для педагога каждой возрастной группы ДОО.

В ГБОУ «Школа № 1194» дошкольное отделение корпус 1533 г. Москвы под научным руководством О.А. Комаровой был предложен подход к эффективной оценке, отслеживанию и фиксированию достижений детей каждой возрастной группы. Педагоги разработали таблицу «Критерии и показатели оценки возрастных достижений и качеств детей в соответствии с ФГОС ДО», в которой первый столбец — критерий оценки качеств и достижений ребенка (целевой ориентир по ФГОС ДО), а три другие столбца — показатели их сформированности в каждой возрастной группе.

В основу разработки показателей были взяты положения дошкольной педагогики, возрастной психологии, а также учитывался собственный педагогический опыт (достижения воспитанников в тот или иной возрастной период).

В течение месяца педагог работает с таблицей, отмечая наличие соответствующих показателей у воспитанников. На основе этого он получает информацию о том, насколько сформировано у них то или иное качество и как каждый из детей продвигается в их развитии.

Пример данной таблицы для детей средней возрастной группы представлен в приложении 2.

Такая системная информация о каждом ребенке группы отражается в индивидуальном маршруте его развития, например, следующим образом:

Такой подход к оценке возрастных достижений позволяет педагогу наглядно представлять процесс динамики развития детей группы.

На этой основе становится возможным выделять микрогруппы воспитанников с похожими проблемами, выстраивать соответствующую работу с ними, а также корректировать образовательную деятельность как в ходе фронтальных групповых, так и индивидуальных форм взаимодействия.

Приложение 1

Взаимосвязь целевых ориентиров с содержанием образовательных областей

Содержание образовательной области (задачи)Качества и возрастные достижения (целевые ориентиры)
Художественно-эстетическое развитие: стимулирование переживаний персонажам художественных произведений.
Речевое развитие: развитие речевого творчества.
Познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, форме, цвете, величине, пространстве, движении и покое
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других
Социально-коммуникативное развитие: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природе, социальном мире, в котором живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включающих моральные и нравственные ценности; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (питание, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек и др.)
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

>>вернуться в текст

Приложение 2

Критерии и показатели оценки возрастных достижений и качеств детей среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Критерии оценки качеств и достижений (целевой ориентир по ФГОС ДО)Показатели оценки
Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.);
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Самостоятельно подбирает атрибуты к играм.
Самостоятельно выбирает участников для совместной игры и деятельности.
Самостоятельно придумывает сюжет игры и инициирует игру, приглашает сверстников к игре.
Соблюдает ролевое соподчинение (например, продавец-покупатель) и активно ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Умеет объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом.
Умеет инициировать и развивать игру.
Часто берет на себя ведущую роль в игре.
Предлагает сверстникам и взрослым разнообразные сюжеты игры.
Умеет самостоятельно организовать игровое пространство, варьировать его в соответствии с сюжетом.
Проявляет творчество в играх.
Легко выбирает партнеров по игре, во время игры не конфликтует с участниками, может найти компромисс.
В играх соблюдает правила на протяжении всей игры, видит, когда правила нарушают другие дети, и говорит об этом.
Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
В играх часто использует многофункциональные предметы (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости может изготовить небольшое количество ключевых атрибутов.
Предметное оформление игры занимает минимальное время.
Использует развернутую ролевую речь на протяжении всей игры.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Может принимать участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ
Не всегда может самостоятельно подобрать атрибуты к играм.
Не всегда может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Самостоятельно придумывает сюжет игры, но не всегда инициирует игру, приглашает сверстников к игре.
Не всегда может соблюдать ролевое соподчинение (например, продавец-покупатель) и вести ролевые диалоги.
Ситуативно объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, участвует в распределении ролей, поступает в соответствии с правилами и общим замыслом.
Не всегда может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Иногда рассматривает иллюстрированные издания детских книг, ситуативно проявляет интерес к ним.
Ситуативно может драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Иногда принимает участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Не всегда активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации
Не может самостоятельно подобрать атрибуты к играм.
Не может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Редко придумывает сюжет игры, не инициирует игру, не приглашает сверстников к игре.
Редко объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, не участвует в распределении ролей, ситуативно поступает в соответствии с правилами и общим замыслом.
Не может назвать любимую сказку, прочитать наизусть стихотворение, считалку.
Редко рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Крайне редко драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Не принимает участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Не активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
Проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, задает много вопросов.
Активно участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Проявляет доброжелательность, по отношению к окружающим, откликается на просьбы.
Адекватно реагирует на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Адресно выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Имеются постоянные партнеры по играм
Время от времени проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
Ситуативно проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, иногда задает вопросы.
Участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Ситуативно сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Не всегда проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, откликается на просьбы.
Адекватно реагирует на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Адресно выражает свои чувства (радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.).
Во взаимоотношениях со сверстниками не проявляется избирательность.
Имеются постоянные партнеры по играм
Не проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.
Не проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, редко задает вопросы. Редко участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Редко сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Не проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, не откликается на просьбы.
Крайне редко реагирует на эмоции близких людей и друзей, не делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Не всегда адресно выражает свои чувства (радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.).
Во взаимоотношениях со сверстниками не проявляется избирательность.
Нет постоянных партнеров по играм
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Способен придумывать разные роли для себя и партнеров по игре, разнообразные игровые сюжеты, видоизменять их.
Активно использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по своему усмотрению.
Самостоятельно придумывает и создает поделки, рисунки.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибутику
Ситуативно придумывает разные роли для себя и партнеров по игре, разнообразные игровые сюжеты, но чаще всего остается в стороне.
Периодически использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по своему усмотрению, но чаще — по просьбе взрослого.
По просьбе взрослого может самостоятельно придумывать и создавать поделки, рисунки.
В самостоятельных театрализованных играх вместе с другими детьми обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибутику
Испытывает трудности с придумыванием ролей для себя и партнеров по игре, игровых сюжетов.
Редко использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по просьбе взрослого.
Испытывает трудности с придумыванием и созданием поделок, рисунков.
В самостоятельных театрализованных играх испытывает трудности с обустройством места для игры, с трудом воплощается в роли
 
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
Стремится к общению с окружающими, что-то сообщить, объяснить, попросить, задает вопросы, активно говорит с игрушкамиСтремление к общению с окружающими ситуативно, в основном связано с желанием что-то попросить, иногда задает вопросы, активно говорит с игрушкамиОтсутствует стремление к общению с окружающими, редко задает вопросы, в основном общается с игрушками
У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
Умеет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и кнопки.
Развита координация движения (умеет бросать и ловить мяч).
Ориентируется в пространстве (относительно себя и других предметов).
Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье), активно использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, мозаики, собирает пазлы — до 80 элементов.
Развиты физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) в соответствии с возрастными показателями
Умеет самостоятельно одеваться, но испытывает трудности с застегиванием пуговиц и кнопок. Развита координация движения (умеет бросать и ловить мяч). Периодически испытывает трудности с ориентировкой в пространстве (относительно себя и других предметов). Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье), использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, но предпочитает 1 или 2 конструктора; с помощью взрослого создает узоры из мозаики, собирает пазлы — до 50 элементов.
Не все физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) развиты в соответствии с возрастными показателями
Не умеет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и кнопки.
Не развита координация движения (не умеет бросать и ловить мяч).
Испытывает трудности с ориентировкой в пространстве (относительно себя и других предметов).
Владеет не всеми основными видами движения (ходьба, бег, но трудности с прыжками, лазаньем), периодически использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
С помощью взрослого создает маленькие постройки из конструкторов типа «Лего», создает узоры из мозаики, не собирает пазлы, испытывает трудности в этом.
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) не развиты в соответствии с возрастными показателями
 
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиеныПроявляет уважительное отношение к членам своей семьи, другим детям и взрослым (здоровается, прощается, благодарит за помощь и т. д.).
Может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых. Адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Помогает взрослым в уборке помещения.
Умеет ухаживать за животными и растениями и стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
Не всегда проявляет уважительное отношение к своим членам семьи, другим детям и взрослым (здоровается, прощается, благодарит за помощь и т. д.).
Не всегда может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых.
Не всегда адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Ситуативно может помочь взрослым в уборке помещения. Умеет ухаживать за животными и растениями, но не стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх не всегда противостоит трудностям, подчиняется правилам
Чаще всего не проявляет уважительного отношения к своим членам семьи, другим детям и взрослым (здоровается, прощается, благодарит за помощь и т. д.).
Редко может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых.
Часто адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Отказывается помогать взрослым в уборке помещения.
Не умеет ухаживать за животными и растениями и не стремится это делать.
Не знает элементарные правила дорожного движения.
Не знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх не противостоит трудностям, часто не подчиняется правилам
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Любознательный, наблюдательный, задает много вопросов из разных сфер социальной и природной жизни.
Стремится к знаниям, способен самостоятельно экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни.
Знает свое имя, фамилию, имена и отчества членов семьи, воспитателей, специалистов детского сада.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п.
Использует свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребенка легко заинтересовать
Любознательный, наблюдательный, время от времени задает вопросы из разных сфер социальной и природной жизни.
Стремится к знаниям, способен экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни с помощью взрослого.
Знает свое имя, фамилию, имена членов семьи, воспитателей, специалистов детского сада.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п., но иногда путается в назывании их.
Не всегда может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ситуативно ребенка легко заинтересовать
Нелюбознательный, ненаблюдательный, редко задает вопросы из сфер социальной и природной жизни.
Не стремится к знаниям, способен экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни только с помощью взрослого.
Знает свое имя, имена основных членов семьи, воспитателей своей группы.
Знает некоторых героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п., часто путается в назывании их.
Не может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребенка трудно заинтересовать

>>вернуться в текст


1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». >>вернуться в текст
2 О педагогической диагностике детей в соответствии с ФГОС ДО также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5.>>вернуться в текст