Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие1.
В свою очередь, содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Дошкольный возраст — важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, отмечается высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Как отмечают специалисты, кроме неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических условий, на рост, развитие и здоровье детей отрицательно влияет и ряд педагогических факторов:
- интенсификация образовательного процесса;
- нерациональная организация учебной деятельности;
- несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;
- недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
В сложившейся ситуации, когда нет ни одной комплексной образовательной программы дошкольного образования, о которой можно с уверенностью сказать, что она соответствует ФГОС ДО, детские сады разрабатывают свою образовательную программу в первую очередь в соответствии со Стандартом, выстраивая воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.
При этом для решения вопросов отрицательного влияния перечисленных педагогических факторов, охрана здоровья воспитанников должна быть включена в число приоритетных направлений деятельности ДОО при тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Кроме того, в работу с дошкольниками важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится главным образом воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу-психологу.
Для успешной организации данной работы важно не только соблюдение требований ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, но и соответствующий уровень профессиональных умений педагогов.
Так, педагог должен владеть основами здорового образа жизни, личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Уметь наблюдать и анализировать поведение детей в ходе игровой, образовательной, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка2.
Также важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.
Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами ДОО средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Происходящие в системе дошкольного образования изменения заставляют педагогические коллективы взглянуть на работу с дошкольниками под другим углом. Особого внимания требует организация контроля воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО, для осуществления которого могут использоваться предлагаемые специалистами и самостоятельно разработанные на их основе аналитические таблицы, схемы.
В качестве примера в приложениях 1–5 соответственно представлен план тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО», разработанный с целью анализа психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, и подобранные для его осуществления оценочные карты, которые помогут выявить проблемные зоны и вовремя скорректировать работу педагогов в данном направлении.
Приложение 1
План тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО»
Раздел | Содержание | Методика | Ответственный |
---|---|---|---|
Диагностика сформированности физических качеств детей и психологического климата в группах | Анализ развития физических качеств детей | Диагностика развития физических качеств | Инструктор по физической культуре |
Определение психологического климата в группах на основании синтеза данных по параметрам: отношение к детскому саду, воспитателю, специально организованной образовательной деятельности, детям группы, удовлетворенности межличностными отношениями | Наблюдение за деятельностью воспитателя, стилем его общения с детьми в группе. Наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности. Методика «Цветовой тест отношений». Беседа с детьми | Педагог-психолог | |
Уровень профессионального мастерства воспитателя и инструктора по физической культуре | Содержание работы по укреплению здоровья детей, организация прогулки. Посещение утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности, проводимых инструктором по физической культуре, с целью изучения используемых форм и методов по сохранению физического и психического здоровья детей. Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области здоровьесбережения. Взаимопроверка «Организация подвижных игр» | Наблюдение педагогического процесса, открытые просмотры образовательной деятельности, самооценка, тестирование, взаимопроверка | Старший воспитатель |
Система планирования работы с детьми по данной теме | Наличие системы в работе. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Использование разных форм работы с детьми | Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми | Старший воспитатель |
Создание условий для воспитания и обучения детей (предметно-развивающая среда, методическое обеспечение) | Оснащение нестандартным спортивным оборудованием. Наличие необходимого оборудования и пособий, целесообразность их размещения, эстетика оформления, соответствие возрасту воспитанников. Наличие методического обеспечения | Взаимопроверка | Старший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре |
Взаимодействие с родителями (ведение соответствующей документации, наглядная пропаганда) | Анкетирование родителей. Взаимодействие детского сада и семьи. Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме. Формы работы | Изучение и анализ | Старший воспитатель |
Приложение 2
Бланк самооценки воспитателей3
Уважаемый воспитатель!
Определите уровень сформированности у Вас конкретных профессиональных умений.
Ф. И. О. воспитателя
Профессиональные умения | Уровень сформированности | ||
---|---|---|---|
Высокий | Средний | Низкий | |
Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями | |||
Индивидуальный подход к детям в организации занятий и подвижных игр | |||
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе физической деятельности | |||
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления здоровья дошкольников | |||
Регулярное и своевременное информирование родителей о физическом развитии их детей |
Приложение 3
Тестовый опрос воспитателей
Цель: определить педагогическую компетенцию воспитателей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Инструкция к пользованию тестом:
- проводится индивидуально, контакт с коллегами не рекомендуется;
- дается время на обдумывание;
- тест проводится анонимно;
- тест проводится через 10 дней после самооценки.
Соответствие уровня самооценки и педагогической компетентности (в баллах):
1–1,2 4–8;
2–3,4 5–9;
3–6,7.
Уважаемый воспитатель!
Мы предлагаем суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях детского сада. Ваше согласие с суждениями отразите в графе («регулярно», «часто», «редко»), соответствующей Вашей профессиональной компетентности.
Ф. И. О. воспитателя
Суждение | Регулярно | Часто | Редко |
---|---|---|---|
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса | |||
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке | |||
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки | |||
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка | |||
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни | |||
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД | |||
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей | |||
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы: • подвижные игры на свежем воздухе; • гимнастику после сна; • гимнастику для глаз по профилактике усталости; • прогулки; • индивидуальную работу по физическому воспитанию; • физкультурные минутки в процессе НОД | |||
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через: • информационные стенды; • устные сообщения (индивидуальные беседы); • родительские собрания |
Приложение 4
Анкета для родителей4
Уважаемые родители!
Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ.
1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?
☐ да;
☐ нет.
2. Каковы основные причины болезни?
☐ недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;
☐ недостаточное физическое воспитание в семье;
☐ и то, и другое;
☐ наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?
☐ да;
☐ частично;
☐ нет.
4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?
☐ соблюдение режима;
☐ рациональное, калорийное питание;
☐ полноценный сон;
☐ достаточное пребывание на свежем воздухе;
☐ здоровая, гигиеническая среда;
☐ благоприятная психологическая атмосфера;
☐ наличие спортивных и детских площадок;
☐ физкультурные занятия;
☐ закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?
☐ облегченная форма одежды для прогулок;
☐ облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);
☐ обливание ног водой контрастной температуры;
☐ хождение босиком;
☐ систематическое проветривание группы;
☐ прогулка в любую погоду;
☐ полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;
☐ умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?
☐ да;
☐ частично;
☐ нет.
7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада?
☐ да;
☐ частично;
☐ нет.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 5
Схемы для тематического контроля5
Схема 1. Оценка организации утренней гимнастики
Группа:
Количество детей:
Проверку проводил старший воспитатель:
Дата проведения:
Вопросы для изучения | Комментарии |
---|---|
Время проведения (соответствие режиму) | |
Место проведения | |
Гигиенические условия: • одежда детей; • одежда инструктора по физической культуре (воспитателя); • проветривание помещения; • влажная уборка | |
Использование музыкального сопровождения | |
Соответствие подбора и количества упражнений данной возрастной группе | |
Темп утренней гимнастики, его соответствие возрасту детей и их возможностям | |
Использование пособий. Время, затраченное на раздачу пособий | |
Включение в комплекс упражнений: • на дыхание; • воспитание правильной осанки; • профилактику плоскостопия | |
Индивидуальная работа во время проведения утренней гимнастики | |
Длительность утренней гимнастики, соответствие возрасту | |
Рекомендации: |
Схема 2. Содержание работы по укреплению здоровья детей
Группа:
Ф. И. О. воспитателя:
Дата проведения наблюдения:
Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
---|---|---|---|
Выполнение режима дня, его соответствие сезону и возрасту детей | |||
Утренняя гимнастика, соответствие комплекса упражнений гимнастики возрасту детей | |||
Соответствие внешнего вида детей гигиеническим требованиям, сезону | |||
Использование физкультурных минуток в процессе НОД: снижают ли усталость, мышечное напряжение |
Выводы и пожелания:
Схема 3. Содержание прогулок с детьми
Группа:
Ф. И. О. воспитателя:
Дата проведения наблюдения:
Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
---|---|---|---|
Порядок одевания и раздевания детей, соответствие навыков возрастной группе | |||
Наличие выносного материала, его соответствие сезону | |||
Использование детьми выносного материала | |||
Соответствие двигательного режима на прогулке возрасту детей |
Выводы и пожелания:
Схема 4. Анализ физкультурного занятия
Группа:
Ф. И. О. инструктора по физической культуре:
Дата проведения наблюдения:
Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
---|---|---|---|
Выполняются ли гигиенические требования к организации занятия (помещение, одежда детей, оборудование) | |||
Были ли решены задачи: • оздоровительные | |||
• воспитательные | |||
• образовательные | |||
Соответствуют ли задачи данному возрасту | |||
Используется ли на занятии: • индивидуальный подход | |||
• дифференцированный подход (распределение на группы с учетом уровня физической подготовленности) | |||
• интеграция образовательных областей | |||
Соответствует ли физическая нагрузка на занятии: • индивидуальным особенностям детей | |||
• пикам заболеваемости | |||
• распределению по группам физической подготовленности | |||
Используются ли нетрадиционные формы организации детей на занятии | |||
Используются ли на занятии упражнения для профилактики искривления осанки и плоскостопия | |||
Используются ли на занятии здоровьесберегающие технологии |
Выводы и пожелания:
Схема 5. Анализ предметно-развивающей среды группы по сохранению физического и психического здоровья воспитанников6
Группа:
Воспитатели группы:
Взаимопроверку проводил:
Дата проведения:
Создание условий | Критерии анализа | Примечание |
---|---|---|
Предметно-развивающая среда | Организация безопасного пространства в группе | |
Наличие спортивного (физкультурного) оборудования и пособий, их соответствие возрасту детей | ||
Эстетика их оформления | ||
Наличие картотек подвижных игр, гимнастики пробуждения и пр. (отпечатанных) (количество, названия), соответствие возрасту детей | ||
Создание в группе психологически комфортных условий | ||
Методическое обеспечение | Методическая литература по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей (шт.) | |
Материалы консультаций для родителей, педагогов (количество) | ||
Конспекты НОД (количество) |
Выводы и пожелания:
Схема 6. Педагогический анализ проведения подвижной игры
Группа:
Количество детей, задействованных в игре:
Место проведения игры:
Проводит игру воспитатель:
Присутствовал воспитатель:
Дата проведения:
Объект анализа | Оценка |
---|---|
Подготовка к игре | |
Санитарно-гигиеническое состояние места проведения игры, использование спортивного оборудования, необходимого для проведения игры | |
Подготовка детей к игре, учет уровня их физического развития | |
Подготовка педагога к игре | |
Содержание игры | |
Планирование задач и их соответствие возрастным требованиям | |
Структура, соответствие содержания игры возрастным и индивидуальным особенностям детей | |
Использование загадок, вопросов, рассказов в начале игры | |
Наличие предварительного договора, игровых приемов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру | |
Использование считалок при распределении ролей | |
Соответствие выбранных приемов этапам развития игры | |
Воспитание физических и морально-волевых качеств у детей дошкольного возраста в подвижной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане | |
Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребенка в подвижной игре | |
Деятельность детей | |
Отношение детей к выполнению действий и правил в игре: активность, самостоятельность, интерес | |
Степень осознанности действий | |
Реагирование на результаты своей деятельности | |
Отношение детей к педагогу | |
Деятельность педагога | |
Правильность терминологии, культуры речи, объяснения способа действий | |
Стиль общения с детьми | |
Предупреждение травматизма | |
Подведение итогов | |
Результаты подвижной игры | |
Реализация задач игры | |
Положительные и отрицательные стороны в организации игры |
Выводы и пожелания: