ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2015года
Держим на контроле

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников – приоритетное направление деятельности ДОО. В период введения ФГОС ДО эта работа требует от воспитателя особого внимания в плане организации и контроля. Поэтому при ее осуществлении целесообразно опираться на аналитические таблицы и схемы, примеры которых представлены в данной статье. 
Кандыкова А.Д., старший воспитатель НДОУ «Детский сад № 190 ОАО «Российские железные дороги» г. Ачинска Красноярского края
На спортивном комплексе «Клоун» дети упражняются в лазанье

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.

Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие1.

В свою очередь, содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы дошкольного образования и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).

Дошкольный возраст — важный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, отмечается высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Наши мальчики сильны, а девочки грациозны и легки! (гендерный подход в физическом развитии детей)

Как отмечают специалисты, кроме неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических условий, на рост, развитие и здоровье детей отрицательно влияет и ряд педагогических факторов:

  • интенсификация образовательного процесса;
  • нерациональная организация учебной деятельности;
  • несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;
  • недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.

В сложившейся ситуации, когда нет ни одной комплексной образовательной программы дошкольного образования, о которой можно с уверенностью сказать, что она соответствует ФГОС ДО, детские сады разрабатывают свою образовательную программу в первую очередь в соответствии со Стандартом, выстраивая воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей.

При этом для решения вопросов отрицательного влияния перечисленных педагогических факторов, охрана здоровья воспитанников должна быть включена в число приоритетных направлений деятельности ДОО при тесном взаимодействии с общественностью и родителями. Кроме того, в работу с дошкольниками важно внедрять новые образовательно-оздоровительные программы.

Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям (законным представителям), которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В ДОО основная роль в организации работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников отводится главным образом воспитателям групп, инструктору по физической культуре и педагогу-психологу.

Для успешной организации данной работы важно не только соблюдение требований ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде, но и соответствующий уровень профессиональных умений педагогов.

Так, педагог должен владеть основами здорового образа жизни, личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Уметь наблюдать и анализировать поведение детей в ходе игровой, образовательной, самостоятельной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагог, занимающий должность воспитателя, кроме прочего, должен содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка2.

Футбольное поле — отличное место для игры в мяч
Воздушные шары — хороший тренажер на развитие ловкости у дошкольников

Также важно умение устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, их родителями, другими педагогами и специалистами ДОО.

Все эти умения оказывают влияние на эффективность использования педагогами и специалистами ДОО средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.

Происходящие в системе дошкольного образования изменения заставляют педагогические коллективы взглянуть на работу с дошкольниками под другим углом. Особого внимания требует организация контроля воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО, для осуществления которого могут использоваться предлагаемые специалистами и самостоятельно разработанные на их основе аналитические таблицы, схемы.

В качестве примера в приложениях 1–5 соответственно представлен план тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО», разработанный с целью анализа психолого-педагогической и физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, и подобранные для его осуществления оценочные карты, которые помогут выявить проблемные зоны и вовремя скорректировать работу педагогов в данном направлении.

Прогулка на свежем воздухе
Наблюдения за растениями и насекомыми

Приложение 1

План тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательного работы по сохранению физического и психического здоровья детей в ДОО»

РазделСодержаниеМетодикаОтветственный
Диагностика сформированности физических качеств детей и психологического климата в группахАнализ развития физических качеств детейДиагностика развития физических качествИнструктор по физической культуре
Определение психологического климата в группах на основании синтеза данных по параметрам: отношение к детскому саду, воспитателю, специально организованной образовательной деятельности, детям группы, удовлетворенности межличностными отношениямиНаблюдение за деятельностью воспитателя, стилем его общения с детьми в группе. Наблюдение за детьми в ходе игровой деятельности. Методика «Цветовой тест отношений». Беседа с детьмиПедагог-психолог
Уровень профессионального мастерства воспитателя и инструктора по физической культуреСодержание работы по укреплению здоровья детей, организация прогулки. Посещение утренней гимнастики, непосредственно образовательной деятельности, проводимых инструктором по физической культуре, с целью изучения используемых форм и методов по сохранению физического и психического здоровья детей. Определение уровня сформированности профессиональных умений воспитателей в области здоровьесбережения. Взаимопроверка «Организация подвижных игр»Наблюдение педагогического процесса, открытые просмотры образовательной деятельности, самооценка, тестирование, взаимопроверкаСтарший воспитатель
Система планирования работы с детьми по данной темеНаличие системы в работе. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Использование разных форм работы с детьмиАнализ плана воспитательно-образовательной работы с детьмиСтарший воспитатель
Создание условий для воспитания и обучения детей (предметно-развивающая среда, методическое обеспечение)Оснащение нестандартным спортивным оборудованием. Наличие необходимого оборудования и пособий, целесообразность их размещения, эстетика оформления, соответствие возрасту воспитанников. Наличие методического обеспеченияВзаимопроверкаСтарший воспитатель, воспитатели групп, инструктор по физической культуре
Взаимодействие с родителями (ведение соответствующей документации, наглядная пропаганда)Анкетирование родителей. Взаимодействие детского сада и семьи. Актуальность содержания наглядного материала для родителей по данной теме. Формы работыИзучение и анализСтарший воспитатель

Приложение 2

Бланк самооценки воспитателей3

Уважаемый воспитатель!

Определите уровень сформированности у Вас конкретных профессиональных умений.

Ф. И. О. воспитателя

Профессиональные уменияУровень сформированности
ВысокийСреднийНизкий
Создание условий для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями   
Индивидуальный подход к детям в организации занятий и подвижных игр   
Создание условий для творческого самовыражения детей в процессе физической деятельности   
Использование разнообразных форм оздоровления и укрепления здоровья дошкольников   
Регулярное и своевременное информирование родителей о физическом развитии их детей   

Приложение 3

Тестовый опрос воспитателей

Цель: определить педагогическую компетенцию воспитателей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Инструкция к пользованию тестом:

  • проводится индивидуально, контакт с коллегами не рекомендуется;
  • дается время на обдумывание;
  • тест проводится анонимно;
  • тест проводится через 10 дней после самооценки.

Соответствие уровня самооценки и педагогической компетентности (в баллах):

1–1,2 4–8;

2–3,4 5–9;

3–6,7.

Уважаемый воспитатель!

Мы предлагаем суждения, касающиеся организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в условиях детского сада. Ваше согласие с суждениями отразите в графе («регулярно», «часто», «редко»), соответствующей Вашей профессиональной компетентности.

Ф. И. О. воспитателя

СуждениеРегулярноЧастоРедко
Провожу упражнения на развитие разных групп мышц, на поднятие и поддержание мышечного тонуса   
Использую подвижные игры с ходьбой, бегом, лазаньем на прогулке   
Внимательно наблюдаю за самочувствием ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузки   
Варьирую физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка   
Стремлюсь пробудить у каждого ребенка интерес к здоровому образу жизни   
Использую игровые мотивации при проведении гимнастики, физкультурных минуток, НОД   
Определяю в плане работы время для проявления двигательной активности детей   
Провожу в соответствии с планом физкультурно-оздоровительной работы:
• подвижные игры на свежем воздухе;
• гимнастику после сна;
• гимнастику для глаз по профилактике усталости;
• прогулки;
• индивидуальную работу по физическому воспитанию;
• физкультурные минутки в процессе НОД
   
Постоянно информирую родителей о физическом состоянии и развитии ребенка через:
• информационные стенды;
• устные сообщения (индивидуальные беседы);
• родительские собрания
   

Приложение 4

Анкета для родителей4

Уважаемые родители!

Целью данного анкетирования является анализ работы детского сада по укреплению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы, подчеркнув выбранный ответ.

1. Часто ли, на ваш взгляд, болеет ваш ребенок?

☐ да;

☐ нет.

2. Каковы основные причины болезни?

☐ недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;

☐ недостаточное физическое воспитание в семье;

☐ и то, и другое;

☐ наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

4. На что, на ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

☐ соблюдение режима;

☐ рациональное, калорийное питание;

☐ полноценный сон;

☐ достаточное пребывание на свежем воздухе;

☐ здоровая, гигиеническая среда;

☐ благоприятная психологическая атмосфера;

☐ наличие спортивных и детских площадок;

☐ физкультурные занятия;

☐ закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

☐ облегченная форма одежды для прогулок;

☐ облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);

☐ обливание ног водой контрастной температуры;

☐ хождение босиком;

☐ систематическое проветривание группы;

☐ прогулка в любую погоду;

☐ полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

☐ умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

7. Нужна ли вам в этом помощь детского сада?

☐ да;

☐ частично;

☐ нет.

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 5

Схемы для тематического контроля5

Схема 1. Оценка организации утренней гимнастики

Группа: 
Количество детей: 
Проверку проводил старший воспитатель: 
Дата проведения:

Вопросы для изученияКомментарии
Время проведения (соответствие режиму) 
Место проведения 
Гигиенические условия:
• одежда детей;
• одежда инструктора по физической культуре (воспитателя);
• проветривание помещения;
• влажная уборка
 
Использование музыкального сопровождения 
Соответствие подбора и количества упражнений данной возрастной группе 
Темп утренней гимнастики, его соответствие возрасту детей и их возможностям 
Использование пособий. Время, затраченное на раздачу пособий 
Включение в комплекс упражнений:
• на дыхание;
• воспитание правильной осанки;
• профилактику плоскостопия
 
Индивидуальная работа во время проведения утренней гимнастики 
Длительность утренней гимнастики, соответствие возрасту 
Рекомендации:

Схема 2. Содержание работы по укреплению здоровья детей

Группа: 
Ф. И. О. воспитателя: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изученияДаНетЧастично
Выполнение режима дня, его соответствие сезону и возрасту детей   
Утренняя гимнастика, соответствие комплекса упражнений гимнастики возрасту детей   
Соответствие внешнего вида детей гигиеническим требованиям, сезону   
Использование физкультурных минуток в процессе НОД: снижают ли усталость, мышечное напряжение   

Выводы и пожелания:

Схема 3. Содержание прогулок с детьми

Группа: 
Ф. И. О. воспитателя: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изученияДаНетЧастично
Порядок одевания и раздевания детей, соответствие навыков возрастной группе   
Наличие выносного материала, его соответствие сезону   
Использование детьми выносного материала   
Соответствие двигательного режима на прогулке возрасту детей   

Выводы и пожелания:

Схема 4. Анализ физкультурного занятия

Группа: 
Ф. И. О. инструктора по физической культуре: 
Дата проведения наблюдения:

Вопросы для изученияДаНетЧастично
Выполняются ли гигиенические требования к организации занятия (помещение, одежда детей, оборудование)   
Были ли решены задачи:
• оздоровительные
   
• воспитательные   
• образовательные   
Соответствуют ли задачи данному возрасту   
Используется ли на занятии:
• индивидуальный подход
   
• дифференцированный подход (распределение на группы с учетом уровня физической подготовленности)   
• интеграция образовательных областей   
Соответствует ли физическая нагрузка на занятии:
• индивидуальным особенностям детей
   
• пикам заболеваемости   
• распределению по группам физической подготовленности   
Используются ли нетрадиционные формы организации детей на занятии   
Используются ли на занятии упражнения для профилактики искривления осанки и плоскостопия   
Используются ли на занятии здоровьесберегающие технологии   

Выводы и пожелания:

Схема 5. Анализ предметно-развивающей среды группы по сохранению физического и психического здоровья воспитанников6

Группа: 
Воспитатели группы: 
Взаимопроверку проводил: 
Дата проведения:

Создание условийКритерии анализаПримечание
Предметно-развивающая средаОрганизация безопасного пространства в группе 
Наличие спортивного (физкультурного) оборудования и пособий, их соответствие возрасту детей 
Эстетика их оформления 
Наличие картотек подвижных игр, гимнастики пробуждения и пр. (отпечатанных) (количество, названия), соответствие возрасту детей 
Создание в группе психологически комфортных условий 
Методическое обеспечениеМетодическая литература по вопросам сохранения физического и психического здоровья детей (шт.) 
Материалы консультаций для родителей, педагогов (количество) 
Конспекты НОД (количество) 

Выводы и пожелания:

Схема 6. Педагогический анализ проведения подвижной игры

Группа: 
Количество детей, задействованных в игре: 
Место проведения игры: 
Проводит игру воспитатель: 
Присутствовал воспитатель: 
Дата проведения:

Объект анализаОценка
Подготовка к игре
Санитарно-гигиеническое состояние места проведения игры, использование спортивного оборудования, необходимого для проведения игры 
Подготовка детей к игре, учет уровня их физического развития 
Подготовка педагога к игре 
Содержание игры
Планирование задач и их соответствие возрастным требованиям 
Структура, соответствие содержания игры возрастным и индивидуальным особенностям детей 
Использование загадок, вопросов, рассказов в начале игры 
Наличие предварительного договора, игровых приемов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру 
Использование считалок при распределении ролей 
Соответствие выбранных приемов этапам развития игры 
Воспитание физических и морально-волевых качеств у детей дошкольного возраста в подвижной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане 
Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребенка в подвижной игре 
Деятельность детей
Отношение детей к выполнению действий и правил в игре: активность, самостоятельность, интерес 
Степень осознанности действий 
Реагирование на результаты своей деятельности 
Отношение детей к педагогу 
Деятельность педагога
Правильность терминологии, культуры речи, объяснения способа действий 
Стиль общения с детьми 
Предупреждение травматизма 
Подведение итогов 
Результаты подвижной игры
Реализация задач игры 
Положительные и отрицательные стороны в организации игры 

Выводы и пожелания:


1 Сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГТ в части физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 12. >>вернуться в текст
2 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. >>вернуться в текст
3 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011. >>вернуться в текст
4 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011. >>вернуться в текст
5 И. М. Бушнеева, И.М. Якунина. Педагогические советы — Волгоград: Учитель, 2011. >>вернуться в текст
6 Разработала А.Д. Кандыкова, старший воспитатель НДОУ «Детский сад № 190 ОАО «Российские железные дороги». >>вернуться в текст