ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2015года
Делимся опытом

Природоохранная акция «Берегите воду»

Природоохранные акции – сравнительно новая форма организуемых в детском саду мероприятий, участниками которых становятся не только воспитанники и педагоги. Поэтому они требуют особого внимания воспитателей в ходе предварительной работы и их проведения. Так, организованная дошкольниками акция «Берегите воду» привлекла внимание общественности актуальностью темы, способствовала расширению знаний детей о воде, воспитанию у них навыков рационального ее использования, ответственности за сохранность окружающей среды, инициировала совместную деятельность педагогов, дошкольников и родителей. 
Больных О.Ю., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 12»г. Урая ХМАО – Югры 
Рудных Н.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12» г. Урая ХМАО – Югры
Выход на улицы города с призывом беречь и охранять водоемы
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.
Антуан де  Сент-Экзюпери

Проведение природоохранных акций в образовательных организациях — это сравнительно новая форма непрерывного экологического образования, которая в настоящее время активно разрабатывается и внедряется в практику. В МБДОУ «Детский сад № 12» их организация стала хорошей традицией.

Проведению природоохранных акций в ДОО предшествовало тщательное изучение педагогическим коллективом соответствующей литературы, знакомство с календарем международных экологических акций, разработка технологии данных мероприятий с участием детей и родителей.

С каждым годом участников природоохранных акций становится все больше: многих людей беспокоит настоящее и будущее нашей планеты. Участие в них объединяет, заставляет задуматься о сегодняшнем дне, своем здоровье, здоровье своих близких.

В период подготовки и проведения природоохранных акций в ДОО дошкольники получают новые знания, реализуют творческий потенциал, проявляют индивидуальность, учатся высказывать свое мнение о происходящем. Данные мероприятия проходят в соответствии с разработанным планом и имеют разную тематику: «Дары природы», «Защитим животных», «Поможем птицам пережить зиму», «Огород на окне», «Украсим землю цветами» и др.1

Одна из природоохранных акций «Берегите воду» была организована в ДОО в преддверии Всемирного дня воды, который ежегодно отмечается 22 марта (приложение 1). В последнее время специалисты все чаще говорят о недостатке воды. Дефицит ее возник по вине человека, деятельность которого пагубно сказывается на главных источниках пресной воды - реках и озерах.

Учитывая это, основными целями природоохранной акции стали:

  • расширение у детей экологических знаний о воде (как ее нужно применять в бытовых и хозяйственных нуждах, как охранять и бережно использовать в личных целях);
  • воспитание навыков и умения рационально использовать воду.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без…
(Ответ: воды.)
Раздача прохожим агитационных листовок, изготовленных детьми и родителями

Традиционно данная акция проходила в три этапа. На подготовительном этапе все участники были оповещены о ее начале. В каждой группе был составлен план тематических мероприятий в соответствии с возрастными особенностями детей. Кроме того, были изготовлены агитационные листовки, отражающие тематику акции. Несмотря на активное участие в этой работе родителей, воспитанники старших и подготовительных групп оформили агитационные материалы самостоятельно, проявив творчество и фантазию.

На основном этапе во всех группах в соответствии с планом (приложение 2) прошли мероприятия, направленные на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников.

Важной задачей на данном этапе было создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей удовлетворению познавательных интересов и потребностей каждого ребенка. Так, во время проведения акции в группах появилось большое разнообразие литературы и иллюстраций по данной теме; материалов и оборудования для экспериментирования с водой; бросового материала, предметов-заместителей и других полифункциональных элементов, стимулирующих детей к творчеству.

В создании предметно-развивающей среды в группах приняли участие родители воспитанников, которые принесли интересные книги, энциклопедии, картины, фотографии, познавательные фильмы. В результате проведенной работы дошкольники узнали много нового и интересного о воде.

Акция — коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной цели (разрешения вполне конкретной проблемы), с привлечением внимания широких слоев общества, а по возможности и с их активным участием. (Акции экологического движения: руководство к действию / Под общ. ред. И. Халий. М., 1996.)

Воспитанники подготовительной группы на основе полученных знаний изготовили красочную книгу, в которую включили придуманные ими сказки и истории о воде. Некоторые из них в качестве примера представлены в приложении 3.

Дети старших групп пришли к заключению, что вода необходима для жизни на Земле, обладает огромной силой, причем не только благотворной, но и разрушающей.

Так, например, рассуждая о пользе воды, дошкольники говорили о том, что она важна для жизни растений и животных; обеспечивает нормальную жизнь людей: укрепляет здоровье; используется для бытовых нужд, в гигиенических целях; спасает во время засухи; реки, моря, океаны служат транспортным путем и т. д.

Кроме того, дети перечисляли ситуации, в которых вода может принести вред. Например, в период наводнения она затапливает дома, различные постройки, поля; от этого гибнут животные и люди; обильные проливные дожди с сильным ветром наносят вред посевам; бушующая вода может перевернуть судна на реке, во время шторма в море могут затонуть корабли; если гулять под сильным дождем, пить грязную воду, есть риск заболеть; от зараженной воды погибают рыбы, животные и т. д.

Запоминающимся на данном этапе стал конкурс плакатов «Вода на планете Земля», на котором были представлены коллективные творческие работы детей, родителей и педагогов. Плакаты отражали роль воды в жизни человека, животных и растений; показывали, как губительно сказывается ее загрязнение на обитателях Земли; призывали использовать воду бережно.

Все, что дети узнают в детском саду, находит свое продолжение в семье. Так, в каждой группе прошла выставка рисунков выходного дня на тему «Вода — источник жизни».

Заключительное мероприятие второго этапа состоялось 22 марта — во Всемирный день воды. Воспитанники подготовительных групп вышли на улицы города и раздавали прохожим агитационные листовки, призывая всех беречь воду и помогать в охране окружающей среды. Также дошкольники приводили данные о тревожном состоянии водных ресурсов:

  • каждый год из-за употребления грязной воды умирает свыше 2 млн детей;
  • около 1/5 населения планеты не имеют доступа к чистой питьевой воде;
  • ¾ болезней вызваны заболеваниями, переносимыми водой.
Рассказывание придуманных историй о воде, ручейках, дождике

Заключительным этапом проведения природоохранной акции стало изготовление детьми среднего возраста коллажа на тему «Вода, вода, кругом вода» и проведение младшими дошкольниками совместно с родителями вечера развлечений «Волшебница вода» с показом спектакля кукольного театра «Маленькая капелька».

В конце природоохранной акции были подведены итоги и состоялось награждение активных участников и победителей.

Благодаря проведенным мероприятиям к проблемам загрязнения и дефицита пресной воды удалось привлечь внимание широкой общественности. Итогом работы также стало то, что дети узнали о причинах загрязнения водоемов и мерах их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее ежедневно как в детском саду, так и дома. А самое главное — это осознание дошкольниками того, что каждый несет ответственность за сохранение окружающей их среды.

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало, чтобы сокровища эти охранять, — их надо открывать и показывать.
М. М. Пришвин

Приложение 1

Положение
о проведении природоохранной акции «Берегите воду»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о проведении природоохранной акции «Берегите воду» в МБДОУ «Детский сад № 12» (далее — ДОО) разработано с целью привлечения внимания всех участников образовательных отношений к проблемам загрязнения и дефицита пресной воды.

1.2. Природоохранная акция «Берегите воду» (далее — акция) проводится в соответствии с годовым планом работы ДОО, а также разработанным планом проведения природоохранных акций.

1.3. Организаторами акции является администрация ДОО, творческая инициативная группа, в состав которой входят педагоги и представители педагогической общественности.

2. Цели акции

Основными целями акции являются:

  • расширение у детей экологических знаний о воде (как ее нужно применять в бытовых и хозяйственных нуждах, как охранять и бережно использовать в личных целях);
  • воспитание навыков и умения рационально использовать воду.

3. Участники акции

3.1. В акции принимают участие все педагоги ДОО, воспитанники всех возрастных групп и их родители.

3.2. Участие в акции осуществляется на добровольной основе.

4. Порядок проведения акции

4.1. Для организации и проведения акции создается организационный комитет, в задачу которого входит координация деятельности всех участников мероприятий в рамках акции.

4.2. Организационный комитет формируется по предложениям администрации и утверждается приказом заведующего ДОО.

4.3. Организационный комитет имеет право привлекать спонсоров и взаимодействовать со средствами массовой информации.

4.4. Проведение акции включает следующие этапы:

  • 1-й этап:
  • оповещение участников акции о запланированных мероприятиях (объявления в групповых помещениях и на сайте ДОО);
  • изготовление агитационных листовок, отражающих тематику акции (формат А5);
  • 2-й этап:
  • проведение в группах тематических мероприятий (беседы, викторины и т. д.);
  • раздача агитационных листовок на улицах города;
  • конкурс рисунков (плакатов), отражающих тематику акции;
  • выставка рисунков выходного дня по тематике акции;
  • 3-й этап:
  • подведение итогов;
  • награждение участников акции.

5. Подведение итогов акции

5.1. Члены жюри, которое формируется на период проведения акции, подводят итоги конкурсов плакатов, отражающих тематику акции.

5.2. Участники, принявшие наиболее активное участие в акции, награждаются благодарственными письмами.

5.3. Организационный комитет подводит итоги проведенных мероприятий в рамках акции и оформляет отчет о результатах проделанной работы для его последующего размещения на сайте ДОО.

Приложение 2

План мероприятий в группах ДОО в рамках проведения
природоохранной акции «Берегите воду»

МероприятиеУчастники
Познавательная деятельность по ознакомлению с природными явлениями, свойствами воды,
ее местонахождением в природе
Игры-инсценировки: «Девочка чумазая», «Чистый и чумазый утенок», «Вымоем кукле ручки», «Купание куклы»Младшие группы
Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов. Рассказы воспитателя на темы «Вода в природе», «Вода — наше богатство», «Как человек использует воду», «Для чего нужна вода?» (беседы, наблюдения). Оформление плакатов «Вода — друг», «Вода — врач», просмотр презентации «Берегите воду»Средние, старшие,
подготовительные группы
Непосредственно образовательная деятельность: «Секреты воды», «Вода в жизни человека», «В мире воды», «Кто живет в воде?» (свойства и качества воды; применение воды в бытовых и хозяйственных целях; охрана и бережное использование воды; обитатели рек, морей и океанов; причины сокращения чистой воды на нашей планете, мероприятия по ее очистке и охране)Средние, старшие,
подготовительные группы
Чтение художественной литературы, детское сочинительство
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»Младшие группы
Разучивание произведений устного народного творчества, стихов о воде, рассказывание «Сказки про серую тучку» С. ПрокофьевойСогласно возрасту детей
Чтение экологических сказок: «Путешествия по воздуху и воде», «Живая вода», «Два ручья», «Капельки» (авт. О. Н. Гаврилова, методист эколого-биологической станции)Средние, старшие,
подготовительные группы
Чтение произведений И. Р. Колтуновой «Голубые глаза озер», М. Н. Даниловой «Кто живет в подводном царстве», О. Н. Лазаревой «История жизни болота», Н. А. Рыжовой « Жила-была река»Старшие, подготовительные группы
Чтение познавательных рассказов из Энциклопедии для малышей (о природных явлениях)Старшие, подготовительные группы
Составление рассказов, сказок детьми о воде, ручейках, дождике и т. д. Оформление общей книгиПодготовительные группы
Познавательные вечера, игры и развлечения
Вечер развлечений «Волшебница вода»Младшие группы
Театрализованные представления: «Маленькая капелька», «Путешествие капельки»Младшие группы
Игры с мыльными пузырями, водой: «Где спряталась рыбка?», «Какая бывает вода»,
«Как появляются моря», «Солнышко и дождик», «Ходят капельки по кругу» и др.
Согласно возрасту детей
Игра-соревнование «Очистим речку»Подготовительные группы
Викторина «Что я знаю о воде»Старшие группы
Просмотр мультфильмов: «Мойдодыр», «Азбука здоровья», «Беги, ручеек», «Капитошка»Согласно возрасту детей
Слушание: П. Чайковский «Времена года», Н. Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина), «Ты слышишь море?» (муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского); шум прибоя, журчание ручья, шум дождя. Пение: «Тучка» В. Рукавишников, «Дождевые капельки» Е. КаргановаСогласно возрасту детей
Опытно-экспериментальная деятельность, экскурсии
Опыты с водой: «Окрашивание воды», «Мыльные замки», «Как снег превращается
в воду», «Тонет — не тонет, плавает»
Согласно возрасту детей
Эксперимент с водой (по сюжету рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»)Средние группы
Эксперименты в детской лаборатории «Родниковая вода»: фильтрация, дистилляция, солнечная пастеризацияСтаршие, подготовительные группы
Экскурсия к водоемуСтаршие, подготовительные группы
Выход на улицы городаСтаршие, подготовительные группы
Детское творчество. Сотворчество с родителями и педагогами
Изготовление агитационных листовокВсе возрастные группы
Рисунки выходного дня на темы «Вода — источник жизни», «Для чего нужна вода»,
«Все о воде»
Все возрастные группы
Художественное творчество: рисование («Рыбки в аквариуме», «Рыбкин дом», «Дождик»), аппликация, коллаж («Берегите воду!», «Вода, вода, кругом вода», «Чистота — залог здоровья», «Сосульки на крыше», «Лебеди в озере»)Согласно возрасту детей
Фотовыставка «Чистая вода нужна всем и всегда!»Старшие, подготовительные группы
Конкурс плакатов «Вода на планете Земля»Все возрастные группы
Взаимодействие с родителями
Оформление объявлений в уголках для родителей о проведении природоохранной
акции «Берегите воду»
Все возрастные группы
Оформление памяток, информационных листовВсе возрастные группы

Приложение 3

Рассказы и сказки детей о воде

Сказка о Капельке

Жила-была Капелька. Она жила в тучке. Однажды захотелось Капельке погулять: выскочила она из тучки и полетела вниз. Оглянулась вокруг и увидела, что рядом с ней летят такие же капельки. Упала Капелька на крышу, покатилась с крыши и попала на цветочек. Обрадовалась Капелька: «Вот какой у меня теперь домик красивый!».
Полежала Капелька на цветке, и стало ей скучно без своих сестричек, захотелось обратно на тучку. Посмотрела она, а  домик-тучкавысоко-высоко в небе. Загрустила Капелька: «Как же я теперь попаду туда?»
Но вот выглянуло солнышко, пригрело Капельку, и стала она легкой и полетела в небо, к себе домой — в тучку!
Женя, 7 лет

Сказка про ручеек

Жил-был ручеек. Однажды к ручейку подошел волк и сказал: «Можно мне попить твоей воды?». Ручеек разрешил волку утолить жажду. Волк напился и поблагодарил ручеек за вкусную прохладную водичку.
Потом подошли к ручейку медведи и говорят: «Ты такой красивый, ручеек! То голубой, то белый!» Ручеек угостил и их водой. Медведи попили студеной водицы, поблагодарили его и пошли в лес. Затем к ручейку прибежала лисичка, и она тоже полакомилась свежей водичкой из ручья.
После этого к ручейку каждый день приходили звери и прилетали птицы, чтобы отведать вкусной ключевой воды. А ручейку было радостно и хорошо, что у него столько друзей.
Таня, 6 лет

Это все вода

То, что нас окружает, — природа. Все, что мы видим, слышим, используем в труде, — природа. Природа бывает живой и неживой. Вода относится к неживой природе. В морях и океанах вода соленая. В реках, озерах, ручьях — пресная. Без воды нельзя прожить. Вода служит людям. Если бы не стало воды, то жизнь на Земле прекратилась, наша планета превратилась бы в пустыню.
Поэтому воду надо беречь и бережно использовать.
Валерия, 7 лет

Рассказ о воде

Вода есть на всей нашей планете Земля. Она имеет большое значение для растений, животных, людей. Она не обладает ни цветом, ни запахом. Чистой воды становится все меньше. Люди не берегут воду, загрязняют ее, из-за чего гибнет много рыбы, вода становится «мертвой». Если пересохнут все реки, озера, моря, океаны, то все живое погибнет и не будет жизни на Земле.
Воду необходимо беречь, строить разные очистные сооружения, стараться, чтобы чистой воды было больше на нашей планете.
Наташа, 7 лет


1 Подробнее об опыте проведения природоохранных акций в ДОО, в частности «Поможем птицам пережить зиму», см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 11. >>вернуться в текст