ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2015года
Общаемся с родителями

Рукописная семейная книга как средство социально-нравственного воспитания

Содержание образовательной области «Социально-нравственное развитие» направлено на усвоение дошкольниками моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе. Реализовать эту задачу возможно в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников. Одна из форм организации такой деятельности – проект по созданию рукописной семейной книги, герои которой – обычные дети Миша и Маша – «спешат делать добрые дела»: занимаются спортом, бережно относятся к природе, любят свою семью, изучают историю родной страны, помогают тем, кто попал в беду.

Шатверян Т.С., заместитель директора ГБОУ СОШ № 285 имени В.А. Молодцова по дошкольному отделению детский сад № 474 г. Москвы, педагог высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, Отличник просвещения СССР
Витухина А.В., социальный педагог ГБОУ СОШ № 285 имени В.А. Молодцова, дошкольное отделение детский сад № 474 г. Москвы
Презентация историй для группового альбома «Хорошие и плохие поступки»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), содержание образовательной программы, реализуемой в ДОО, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области).

Согласно ФГОС ДО содержание одной из образовательных областей — «Социально-коммуникативное развитие» — направлено, кроме прочего, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

Решение задачи формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, которая всегда стояла перед педагогами ДОО, невозможно без участия семьи.

В соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Однако семья может как положительно, так и отрицательно влиять на его воспитание. Поэтому так важно сотрудничество педагогов и родителей, в результате которого последние смогут осознать важность нравственного воспитания, овладеть определенными знаниями и умениями в этой области, что позволит свести к минимуму негативные последствия в будущем.

Одним из компонентов нравственного развития является развитие эмпатии, которое включает в себя три компонента:

• когнитивный (я ЗНАЮ, что может чувствовать другой в этой ситуации);

• эмоциональный (я  со-ЧУВСТВУЮ ему);

• поведенческий (я ДЕЛАЮ что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).

По мнению Р.Р. Калининой, «нравственное воспитание — это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение ребенком моральных ценностей, включающее в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении».

Структура нравственности включает в себя три компонента1:

  • когнитивный (нравственное сознание) — знание нравственных норм, представление о том, что хорошо, а что плохо;
  • эмоциональный (нравственные чувства) — чувства, которые вызывают у ребенка эти нормы;
  • поведенческий (нравственная направленность поведения) — реальное поведение ребенка, которое может как соответствовать моральным нормам, так и противоречить им.

Исходя из этого, главная задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы не только дать знания ребенку о принятых в данном обществе нормах и правилах, но и способствовать их принятию, одобрению со стороны дошкольника, осознанию и, как следствие, — их реализации им в повседневных поступках. Также важно развивать доброжелательное отношение детей к окружающим, пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев художественных произведений. Учитывая то, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, важнейшую роль в нравственном воспитании детей играют социальные эмоции, развитие эмпатии. Таким образом, основным результатом нравственного воспитания должно стать формирование нравственного поведения ребенка.

В ГБОУ школа № 285 имени В.А. Молодцова дошкольное отделение детский сад № 474 г. Москвы реализуется двухгодичный педагогический проект « Социально-нравственное воспитание детей средствами физического воспитания в условиях партнерства образовательной организации и семьи» под руководством канд. пед. наук С.С. Прищепы. Цель проекта — определение и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности сотрудничества педагогов с родителями по проблеме социально-нравственного воспитания детей средствами физической культуры.

В рамках реализации проекта организуются разные формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников, среди которых создание рукописной книги по проблеме социально-нравственного воспитания.

Наглядно-информационные формы сотрудничества с семьями воспитанников являются традиционными и широко применяются в практике работы ДОО. Так, родители знакомятся с информацией по вопросам развития и воспитания детей, которую для них подбирают педагоги и оформляют в виде папок-передвижек, буклетов, памяток. В данном случае основной целью стало активное привлечение родителей к совместному с дошкольниками созданию рукописных книг, предусматривающее тщательное изучение того или иного аспекта воспитания.

Начало этому творческому взаимодействию положила рукописная книга, созданная социальным педагогом со своими детьми. Обсуждение в ходе этических бесед действий героев художественных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей, событий из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, а также окружающих людей побудило детей придумать «героев нашего времени». В результате ими стали Миша и Маша — « 10-летние дети, которые спешат делать добрые дела».

По задумке авторов рукописной книги «герои нашего времени» должны обладать положительными моральными качествами и совершать нравственные поступки, которыми все могли бы гордиться. Исходя из этого, дети придумали соответствующие сюжеты, которые легли в основу данной книги, и проиллюстрировали их рисунками.

Так, физическое воспитание и спорт играют немаловажную роль в становлении личности ребенка. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, - охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, профилактика заболеваний. Поэтому «Маша занимается художественной гимнастикой, а Миша занимается плаванием».

Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные качества, среди которых важнейшее значение имеет патриотизм, — любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Сегодня и всегда актуально обращение к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким вечным понятиям как: «род», «родство», «Родина». Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Поэтому большое значение имеет определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Формированию у воспитанников представлений о  городах-героях, великих людях родной страны, их подвигах и достижениях способствуют специально организованная непосредственно образовательная деятельность, беседы, игры, чтение художественной литературы, экскурсии. Неисчерпаемым источником патриотического воспитания является также семейная родословная, познакомиться с которой можно посредством рисования генеалогического древа, составления семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни города, страны.

Благотворное влияние на детей оказывают встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, которые необходимо организовывать не только в преддверии Дня Победы2. Большое значение имеет систематичность проведения данных мероприятий. Учитывая это, герои рукописной книги регулярно «встречаются с ветеранами и возлагают цветы на могиле неизвестного солдата».

Немаловажным является и экологическое воспитание — формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Непосредственное общение ребенка с природой способствует формированию у него таких качеств, как доброта, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание оказать посильную помощь. Поэтому герои книги, Маша и Миша, заботятся о птицах, животных, сажают деревья, принимают участие в субботниках в составе экологического десанта.

Как известно, высокую нравственную подоплеку имеет под собой волонтерство. Волонтеры совершают добрые бескорыстные поступки по своей воле, руководствуясь душевным порывом. В результате бесед с педагогом о волонтерском движении дети решили, что герои их книги тоже будут волонтерами. Таким образом, по представлениям детей, «герои нашего времени» должны:

  • заниматься спортом;
  • любить свою семью, уважать старших;
  • знать историю своей страны, чтить память ее героев;
  • беречь природу, бережно относиться ко всему, что нас окружает;
  • помогать тем, кто нуждается в помощи.

Презентация первой рукописной книги состоялась в детском саду на круглом столе по теме «Нравственное воспитание ребенка в семье средствами физической культуры». Педагог рассказала о том, какая подготовительная работа предшествовала ее созданию, на какие темы были проведены беседы с детьми, с какими произведениями художественной литературы они познакомились, какими качествами наделили героев своей книги и почему.

Учитывая то, что создание рукописной книги предусматривает достаточно трудоемкую предварительную работу, родителям и воспитанникам старших групп было предложено для начала оформить групповой альбом «Хорошие и плохие поступки».

Иллюстрациями к данному альбому, аналогично рукописной книге, стали детские рисунки, в которых дошкольники отражают различные ситуации, возникающие в ДОО и дома: кто-токого-то обидел, не поделили игрушку, поссорились и т. д. Каждая из этих ситуаций обсуждается и анализируется детьми не только с педагогом, но и с родителями. В настоящий момент альбом находится на стадии наполнения. В дальнейшем запланировано создание мульт-фильма по сюжетам страниц альбома «Хорошие и плохие поступки» с уже знакомыми детям героями рукописной книги Машей и Мишей.

Следующим этапом взаимодействия по вопросам социально-нравственного воспитания будет оформление рукописных книг каждой семьей, что позволит родителям посредством совместного рисунка проанализировать и оценить с ребенком любую ситуацию, объяснить ему в доступной форме правильные и неправильные действия, нормы и ценности, принятые в обществе. Таким образом, рукописная книга, созданная совместными усилиями родителей и детей, призвана стать одним из эффективных средств социально-нравственного воспитания.


1 Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2005. >>вернуться в текст
2 О реализации проекта «Белые журавли», посвященного Дню Победы, см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5. >>вернуться в текст