ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2015года
Комплектуем методический кабинет

Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут обеспечить собственную безопасность. Но данный период сенситивен для формирования способности самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни и неординарных ситуациях, развивать формы личной активности, творчества в различных видах деятельности. В этой связи важнейшая задача семьи и ДОО –выбор оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности у детей на каждом возрастном этапе. Реализовать эту задачу возможно с помощью специально разработанных парциальных программ, учитывающих современные тенденции развития детской популяции и требования системы образования.
Тимофеева Л.Л., канд. пед. наук, доцент кафедры развития образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей» г. Орла
Фотографии предоставлены МБДОУ «Детский сад № 79» г. Орла

 

Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья. Актуальность поиска путей обеспечения безопасности дошкольников связана, с одной стороны, с появлением новых источников опасности, накоплением эмпирических знаний, развитием педагогических теорий, обогащением культуры; с другой — с тенденциями, характерными для развития детства. Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Все это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.

А. Маслоу писал: «Уже сама констатация того факта, что вышеописанные реакции с легкостью обнаруживаются у детей, свидетельствует о недостаточно безопасном существовании наших детей (или, если рассматривать этот феномен в мировом масштабе, можно заявить, что детям не обеспечена надлежащая забота)». Вместе с этим потребность в безопасности — одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.

В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. В этой связи на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации (ДОО), — обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе.

Культура и образование — это симметричные макро- и микромиры, зеркально отражающие друг друга.
Г. Ф. Федорец

Образование призвано быть для дошкольников проводником в мир культуры, обеспечивать формирование основ ценностного отношения ребенка к окружающему миру, самому себе, овладение элементарными культуросообразными способами деятельности и нормами.

Важным компонентом формирования личности человека является воспитание культуры личной безопасности. Необходимо отметить, что культура как социальное явление возникла именно благодаря потребности первобытного общества и древнего человека в выживании, т. е. ей изначально присуща защитная функция. Можно сказать, что культура в широком смысле является культурой безопасности, поскольку одна из основных ее функций — защита человека и общества. Значительную роль в реализации данной функции играет образование.

По мнению К. Д. Ушинского, «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

В современной научной и методической литературе используются различные термины для обозначения процесса подготовки ребенка к предупреждению и преодолению опасных ситуаций: «обучение основам безопасности жизнедеятельности», «процесс подготовки к выживанию», «навыки безопасного поведения», «личность безопасного типа», «культура личной безопасности», «культура безопасности» и др.

Взаимосвязь данных понятий можно охарактеризовать следующим образом: понятие «формирование личности безопасного типа» фиксирует широкий социальный аспект формирования готовности человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, воспитание культуры безопасности является педагогическим компонентом данного процесса. Понятия «обучение основам безопасности жизнедеятельности» и «подготовка к безопасному поведению» обозначают более частные явления, связанные, соответственно, с «воспитанием культуры личной безопасности в целенаправленном учебном процессе» и методическими аспектами обучения1.

Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования адаптивной личности, поэтому понятие «культура безопасности» может быть положено в основу построения образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование у воспитанников готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций. В соответствии с этим содержание образования должно отвечать содержанию и структуре данного компонента культуры и включать:

  • воспитание мотивации к безопасности;
  • формирование системы знаний об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления;
  • формирование компетенций безопасного поведения;
  • формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
  • формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
  • формирование психологической готовности к безопасному поведению;
  • воспитание личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Парциальная программа «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»2 (далее — парциальная программа) предлагает пути решения этих задач на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, а также требований, отраженных в Федеральном законе от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО).

Цель парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» — формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

9 задач парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»:

  1. обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуациях; развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения;
  2. формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
  3. развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих, соответствия требованиям со стороны взрослых, первичным ценностным представлениям, элементарным общепринятым нормам;
  4. развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, различать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
  5. развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
  6. формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем) в соответствии с особенностями ситуации (выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения);
  7. формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность избегания опасных ситуаций и выхода из них;
  8. формирование начал психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности;
  9. формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности.

Структура парциальной программы разработана с учетом требований ФГОС ДО, что дает возможность использовать ее в качестве раздела обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ООП ДО), а также при разработке части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений. В программе представлены:

  • целевой раздел, включающий пояснительную записку; рассмотрение теоретических и концептуальных основ программы, принципов и подходов к разработке парциальной программы; описание возрастных особенностей дошкольников, определяющих возможность формирования основ культуры безопасности; рассмотрение логики построения образовательного процесса в соответствии со структурой культуры безопасности; описание планируемых результатов освоения парциальной программы;
  • содержательный раздел, представленный описанием организации образовательной деятельности в различные возрастные периоды (возрастные особенности детей, определяющие задачи, выбор форм и методов их обучения, воспитания, развития; программные задачи; содержание и организация образовательного процесса; планируемые результаты освоения ребенком парциальной программы для каждой возрастной группы; взаимодействие участников образовательных отношений по реализации парциальной программы; описание вариативных форм, способов, методов и средств ее реализации)3;
  • организационный раздел, содержащий примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды; перечень рекомендуемых пособий для реализации парциальной программы.

В содержании каждого возрастного периода представлены следующие разделы: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».

Современные представления о сущности культуры безопасности и подходах к ее формированию, принципы дошкольного образования, отраженные в ФГОС ДО, задачи системы образования в целом определяют цели и задачи реализации парциальной программы.

В содержании парциальной программы представлены все компоненты процесса воспитания культуры безопасности. Рассмотрим направления работы педагога, связанные с каждым из них.

Одно из направлений — воспитание у детей мотивации безопасной жизнедеятельности. Выделяют три типа мотивации:

  • стремление обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих людей;
  • преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации;
  • отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению.

Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка прежде всего под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на детей негативный пример родителей, жестокое обращение с ними, излишняя тревожность взрослых, запугивание, предъявление непомерных или не согласующихся между собой требований. Развитие мотивационной сферы дошкольников связано со всеми направлениями работы ДОО. Эффективность этой работы определяется выраженностью субъектной позиции ребенка в образовательном процессе, стилем взаимодействия взрослых и детей, выбором методов и форм организации детских видов деятельности.

Следующее направление деятельности педагога — формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления — является неотъемлемой составляющей работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей. Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом.

В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовкадетей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Она связана с умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, сериация, абстрагирование, обобщение), переносить полученные ранее знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.

Данная работа может осуществляться за счет интеграции содержания образовательных областей «познавательное развитие», « социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие». Пути решения задач формирования знаниевого компонента культуры безопасности на основе содержания разных образовательных областей отражаются в перспективном плане. Также создается план взаимодействия специалистов ДОО по данному направлению.

Не умаляя важности знаний в сфере безопасности и роли интеллектуального развития, приходится констатировать, что ни то, ни другое не обеспечивает в должной мере безопасность человека. Поэтому в ходе воспитания необходимоформировать опыт решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Определяющее значение при формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор методов и форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность дошкольников. Формируя умение действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с детьми определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведениях художественной литературы, происходившие на самом деле или смоделированные кем-либо), погружать их в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, общения и взаимодействия.

Наибольшим развивающим эффектом обладают проблемные ситуации, требующие от дошкольников проявления различных личностных качеств (активности, самостоятельности, произвольности, эмоциональной отзывчивости и др.). Личностно-ориентированные проблемные ситуации могут стать частью занятия, наблюдения, проекта, экскурсии, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой, режиссерской или театрализованной игры.

Использование активных методов обучения и воспитания при формировании компетенций безопасного поведения позволяет обеспечивать готовность старших дошкольников действовать в опасных ситуациях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне.

Следующее направление деятельности педагога - формирование физической готовности к преодолению опасных ситуаций, которая связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Сегодня как никогда актуально стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, формировать культуру движений, повышать интерес к двигательной деятельности. С этой целью необходимо использовать различные формы работы с дошкольниками, интегрировать разные виды детской деятельности. Так, дети с интересом выполняют (а в старшем дошкольном возрасте также организуют выполнение) комплексы упражнений нетрадиционной утренней гимнастики (игровой, сюжетной, с элементами стретчинга), участвуют в народных подвижных играх, придумывают и показывают загадки-пантомимы, выполняют упражнения под музыку, осваивают другие различные действия с атрибутами уголка физического развития.

Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает трудовая деятельность, организуемая в форме дежурств, коллективных и индивидуальных поручений, работы по самообслуживанию. Важнейшие физические качества и основные виды движений развиваются в творческих видах деятельности — инсценировании и драматизации, играх имитационного характера, танцах, изобразительной деятельности.

Физически развитый человек обладает определенным «запасом прочности», который может пригодиться в опасных ситуациях. Но, помимо общефизической подготовленности, для обеспечения безопасности индивида необходима специальная подготовка. В форме подвижных игр и упражнений на физкультурных занятиях, прогулке, в рамках индивидуальной работы в уголке физического развития, в русле деятельности спортивных кружков необходимо вести согласованную работу по формированию двигательных умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести умение плавать, преодолевать различные препятствия, владение разными техниками бега и др.

Важным направлением деятельности педагога является формирование у детей готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности, котораяпредполагает овладение дошкольниками системой эстетических ценностей, в т. ч. формирование чувств, образов, опыта художественной деятельности. Они, как отмечает В. Н. Мошкин, «играют роль средств деятельности при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности». Развитие эмоциональной сферы ребенка — важный фактор и вместе с этим условие его разностороннего развития. Дети активно усваивают представления в образной, чувственной форме, поэтому эстетическая культура является для них важным источником познания, опыта по предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет интеграции содержания образовательных областей « художественно-эстетическое развитие» и «познавательное развитие».

Следующее направление деятельности педагога — формирование психологической готовности к осуществлению безопасной жизнедеятельности. Основной этап психологической подготовки к осуществлению безопасной жизнедеятельности связан со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей 5–7 лет, можно выделить ряд направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям и др.

Рассмотрим в качестве примера одно из направлений данной работы — формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю. Оно является важным направлением работы по подготовке детей к обучению в школе. Планирование деятельности и самоконтроль — это важные предпосылки учебной деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения дошкольниками игровых, практических, творческих и адаптированных учебных задач, разрешения проблемных ситуаций, которые могут быть построены на содержании любой образовательной области. В данном случае определяющее значение имеет структура образовательной ситуации.

Также необходимо осуществлять специализированную работу, обучая детей действиям в различных проблемных ситуациях. В силу возрастных особенностей психики, при попадании в нестандартные обстоятельства дошкольники теряются, не могут адекватно оценить ситуацию, часто стремятся спрятаться. Исследователи отмечают, что значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие определенные схемы, модели поведения в конкретных ситуациях.

Важно отметить, что формированию готовности к безопасной жизнедеятельности способствует выбор форм и методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие самостоятельности ребенка, его творческой активности, положительного отношения к самому себе и окружающим людям, на формирование диалектического мышления.

Чтобы выбрать эффективные, сообразные природе детей определенного возраста методы и формы обучения, воспитания, развития, необходимо ответить на вопрос: как происходит приобщение дошкольников к ценностям культуры безопасности. Прежде всего, важно понимать, что дошкольники осваивают не столько систему знаний, сколько модели поведения. Образцами служат значимые для них взрослые, в первую очередь, родители. В ходе общения со сверстниками, старшими детьми, членами семьи, педагогами происходит осознание того, «что такое хорошо и что такое плохо», усвоение определенной системы социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу.

В процессе личностного становления дети постепенно обретают самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать отношения со средой ( Л. В. Трубайчук). Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

В качестве результатов освоения парциальной программы представлены отдельные аспекты целевых ориентиров дошкольного образования, которые могут служить социально-нормативными возрастными характеристиками возможных достижений детей в освоении культуры безопасности. Пример планируемых результатов освоения программы в старшем дошкольном возрасте представлен в приложении.

В соответствии с современными представлениями и установками, связанными со спецификой дошкольного детства и дошкольного образования, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, сравнению с достижениями детей. Планируемые результаты освоения парциальной программы позволяют конкретизировать задачи определенного направления образовательного процесса на каждом возрастном этапе,оценить эффективность его реализации, скорректировать модель педагогического процесса в части выбора форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников.

В случае, когда мы говорим об успехах ребенка в таком направлении, как формирование культуры безопасности, педагогу важно не только уметь выявлять причины низкой результативности образовательного процесса, осуществлять поиск новых развивающих воздействий, иных подходов к общению с ребенком, но и принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности детей. Особого внимания требуют дети, демонстрирующие низкий уровень развития мотивации к безопасной жизнедеятельности, владения безопасными способами осуществления различных видов деятельности, дошкольники, действия которых определяются сиюминутными желаниями и не соотносятся с правилами и требованиями взрослых.

Исходя из специфики задач формирования культуры безопасности и проявлений ее сформированности, основным методом оценки результатов образовательного процесса является педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение — метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. оно отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Чтобы получить достоверную, исчерпывающую информацию, проведение наблюдений необходимо дополнять беседой, анализом продуктов детской деятельности, проективными методами (включением в проблемные ситуации, использованием методик «Незаконченные предложения», «Неоконченные рассказы», обсуждение текстов), игровыми заданиями.

Успешная реализация парциальной программы невозможна без консолидации усилий всех педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми. Создавая единый перспективный план работы специалистов на основе парциальной программы, необходимо предварительно рассмотреть современные подходы к реализации принципа интеграции в дошкольном образовании, обобщить опыт взаимодействия педагогов ДОО по решению различных задач, выявить роль каждого из специалистов в формировании отдельных компонентов культуры безопасности у дошкольников, выбрать формы и методы организации различных видов детской деятельности.

Основная работа по формированию системы знаний об источниках опасности и средствах их  пре-дупреждения и преодоления осуществляется воспитателями. Значительный вклад в решение задач формирования физической готовности к преодолению опасных ситуаций может внести инструктор по физической культуре. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности формируется воспитателями, музыкальным руководителем и педагогами дополнительного образования. Педагог-психолог организует консультации и разрабатывает индивидуальные планы психологической подготовки детей к безопасному поведению.

Воспитание мотивации к безопасности, становление качеств ребенка, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций, формирование ряда компетенций безопасного поведения происходит прежде всего в семье. Успех этого направления семейного воспитания зависит от уровня общей культуры и родительской компетентности пап и мам воспитанников, согласованности усилий семьи и ДОО.

Исследователями доказано, что целый ряд составляющих культуры безопасности может быть сформирован только в семье или не может быть сформирован без участия семьи. Без продуктивного взаимодействия двух основных институтов социализации не может быть обеспечено полноценное развитие дошкольников в данном направлении ( И. В. Бестужев-Лада, Т. А. Маркова, А. Г. Харчев, Е. С. Бабунова, Т. И. Бабаева, Н. Ф. Голованова, С. А. Козлова, Д. Баумринд, П. Статмэн и др.).

Педагогам и руководителям ДОО необходимо понимать, какова объективная роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников, какими должны быть целевые установки, направления и содержание работы детского сада по повышению родительской компетентности в данном вопросе. Эффективность воспитания культуры безопасности во многом обусловлена типом взаимоотношений в семье, уровнем родительской компетентности, определяющейся наличием знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка, а также необходимых личностных качеств и соответствующих мотивов.

Очевидно, что без определенного багажа знаний и компетенций семья не может не только полноценно решать задачи воспитания ребенка, но и выполнять по отношению к нему защитную функцию, связанную с обеспечением соблюдения его прав и интересов, предвидением опасных ситуаций и их предупреждением, созданием безопасной среды в местах постоянного пребывания дошкольника, осуществлением присмотра за ним.

Важнейшей задачей семьи является также обеспечение психологической безопасности, определяемой Р. В. Агузумцян и  Е. Б. Мурадян как состояние, когда созданы условия для успешного психического развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью. А. Маслоу подчеркивал, что «„среднестатистический ребенок“ стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные родители, защитники, оберегающие его от опасности».

В исследованиях А. В. Пелиховой приводятся доказательства того, что психологическая безопасность ребенка определяется особенностями семейных взаимоотношений, референтной группой (группа людей, мнение которых значимо для ребенка), а также формальной группой (например, группой детского сада). Это обусловливает необходимость взаимодействия семьи и ДОО по обеспечению психологической безопасности дошкольника.

Важность обеспечения психологической безопасности часто недооценивается родителями и, к сожалению, педагогами. Вместе с этим нарушение требований психологической безопасности приводит к развитию стрессовых реакций, последствиями которых могут стать психосоматические расстройства, стойкие нарушения в состоянии здоровья и в личностном развитии детей.

Таким образом, актуальным остается направление работы ДОО, связанное с организацией родительского образования (самообразования). Его задачи определяются необходимостью снятия (смягчения) противоречия между требуемым и существующим уровнем родительской компетентности, целями осмысления и преодоления в сознании родителей типичных проблем семейного воспитания.

В парциальной программе рассмотрены принципы и современные подходы к построению партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОО, к распределению усилий по решению различных задач формирования культуры безопасности с учетом специфики семейного воспитания, его принципиальных отличий от общественного. Поскольку содержание работы по повышению родительской компетентности определяется характерными для современной семьи затруднениями, связанными с вопросами воспитания культуры безопасности, в парциальной программе представлены материалы по организации диагностических мероприятий и обучения родителей4.

Вовлечение родителей в работу по реализации парциальной программы требует создания системы педагогического сопровождения семьи. Она включает в себя:

  • индивидуальное консультирование по вопросам организации семейного воспитания, создания комфортной среды дома;
  • информирование родителей о развитии ребенка, имеющихся трудностях и перспективах;
  • поиск путей обеспечения безопасности детей, не подавляющих их естественную любознательность, открытость и доверие к миру.

Таким образом, основными направлениями взаимодействия семьи и ДОО по реализации парциальной программы являются: повышение родительской компетентности, непосредственное участие родителей в образовательном процессе (решение ряда программных задач), педагогическое сопровождение семьи.

Важным условием успеха работы ДОО по формированию культуры безопасности у дошкольников является также создание предметно-пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека.

Предметно-пространственная развивающая среда в совокупности с педагогическими технологиями и принципами взаимодействия участников педагогического процесса представляет собой образовательную среду ДОО.

Развивающее образовательное пространство — это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности.
В. М. Степанов

Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности ( В. А. Ясвин).

Образовательное пространство позволяет воспитанникам самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, а педагогам — создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте.

Примерный алгоритм
проектирования образовательной
среды:

• изучение социального заказа;

• ознакомление с условиями воспитания детей в семьях;

• выбор технологий формирования культуры безопасности, планирование повышения компетентности педагогов;

• моделирование образовательной среды с учетом существующего уровня развития ее компонентов и перспектив их совершенствования;

• конструирование компонентов образовательной среды, определение механизмов их функционирования, выявление эффективности образовательного процесса.

Создание образовательной среды, отвечающей современным требованиям, является обязательным условием выполнения социального заказа государства в образовании на воспитание человека, способного самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности, совершенствовать свои жизненные планы в отношении своей жизни и здоровья. Чтобы образовательное пространство стало инструментом воспитания культуры безопасности дошкольников, руководители и педагогический коллектив ДОО должны грамотно смоделировать и сконструировать его.

Одним из базовых принципов построения парциальной программы является обеспечение освоения детьми на каждом возрастном этапе безопасных способов осуществления актуальных для них видов деятельности. В этой связи во второй младшей и в средней группе не требуется специальных дополнений к традиционно создаваемой в ДОО предметно-пространственной среде. Основным фактором развития дошкольников становится грамотная организация их деятельности с предметами быта, в помещении, природной среде, на игровой площадке, наличие образцов правильных действий и поведения. В этот период происходит накопление представлений и опыта, их систематизация и осмысление в играх.

Для поддержания и развития игровой деятельности необходимы тематические наборы игрушек для режиссерских игр и оформленные сообразно возрасту уголки для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Пожарная часть», «Гараж», «Бензоколонка», «Семья» и т. д. В этом возрасте важен эмоциональный фон передачи информации, значительная ее часть воспринимается в образной, чувственной форме. Для этого по каждой теме подбираются произведения художественной литературы, музыкальные произведения, мультипликационные фильмы (в программе представлен их перечень).

Большое значение в средней группе приобретает наглядное отображение роста самостоятельности детей, достижение ими поставленных перед собой целей. Поддерживая интерес воспитанников к самостоятельному выполнению различных трудовых операций, действий по самообслуживанию, можно оформить стенд «Мы все умеем делать сами!» в виде таблицы, в которой по вертикали располагаются фотографии детей, по горизонтали — рисунки или символы, обозначающие определенные умения. Предварительно педагог обсуждает с воспитанниками, что они хотят научиться делать самостоятельно, что уже умеют делать с помощью взрослых.

В старшем дошкольном возрасте данный стенд может быть использован для оценки детьми своих успехов в образовательном процессе. В этот период все виды деятельности осуществляются дошкольниками в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для осмысления социальных отношений, знаний и опыта, связанных, в т. ч. с правилами безопасности.

Необходимо вместе с воспитанниками и их родителями создавать такие уголки для игр, как «Вокзал», «Аэропорт», «Кинотеатр», «Гипермаркет», «Аквапарк» и др. Интерес детей 5–7 лет к оценке поведения людей требует наличия подборки сюжетных картинок по всем изучаемым темам. Они представлены в тетрадях на печатной основе5. Уровень развития зрительного восприятия и мышления позволяет использовать тематические информационные стенды («Дорожные знаки», «Перекресток», «Пожарная безопасность», «Транспорт», «Безопасность у водоемов» и др.), плакаты по изучаемым темам.

Старшие дошкольники нередко стремятся передать осмысленную ими или интересную для них информацию при помощи рисунков, с увлечением готовят тематические выставки поделок, фотографий, книг для младших детей. Для этого создаются специальные стенды и отводится место, удобное для размещения, просмотра и обсуждения работ.

Воспитанники подготовительной группы вместе с родителями могут принимать участие в создании тематических уголков безопасности, на основе которых в дальнейшем проводятся различные формы работы.

Развивающие материалы можно разделить на информационные, справочные, статистические, аналитические, обучающие и наглядные. Для организации образовательного процесса, нацеленного на решение задач формирования культуры безопасности, могут быть приобретены:

  • мобильные уголки по безопасности для различных форм работы;
  • тематические плакаты;
  • материалы для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр, оформления стендов;
  • модель светофора;
  • электрический макет улицы;
  • детский педальный транспорт (велосипеды и т. д.);
  • настольно-печатные, электрифицированные и компьютерные игры, нацеленные на применение знаний о правилах безопасности;
  • специальные конструкторы.

Подбор и систематизация материала может осуществляться педагогами по тематическому принципу или следуя логике обеспечения различных направлений развития дошкольников. В первом случае происходит выбор материала по темам парциальной программы, во втором — создаются и пополняются центры (зоны) развития детей.

В парциальной программе рассмотрены примеры подобных центров организации совместной с взрослым и самостоятельной детской деятельности: игровой, творческий центр «Мастерская слова», детская лаборатория, творческая мастерская и др.

Определяющим фактором успеха процесса воспитания культуры безопасности в ДОО также становятся личность педагога и его профессионализм. В парциальной программе в соответствии со спецификой задач формирования у детей культуры безопасности выделены различные направления работы по организации обучения (самообразования) педагогов6:

  • обеспечение информационной основы педагогической деятельности;
  • повышение компетентности педагогов в организации различных видов деятельности детей;
  • развитие личностных качеств.

Таким образом, реализация парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» позволит создать условия для эффективного приобщения детей к культуре безопасности как компоненту общей культуры, что является необходимой и важной составляющей их социализации. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей определенных личностных качеств, освоения ими опыта безопасного поведения. Подчеркивая важность формирования готовности к безопасной жизнедеятельности, основанной на освоении ребенком культуры безопасности, ряд исследователей отмечает, что данная готовность является одним из основополагающих условий реализации личностного потенциала и социального предназначения человека.

Приложение

Планируемые результаты освоения парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» (старший дошкольный возраст)

Скачать приложение


1 Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности. Барнаул: БГПУ, 1999. >>вернуться в текст
2 Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. >>вернуться в текст
3 Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе: методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014; Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н И. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: методическое пособие / Под общ. ред. Л.Л. Тимофеевой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. >>вернуться в текст
4 Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. >>вернуться в текст
5 Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Подготовительная к школе группа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014; Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Рабочая тетрадь. Старшая группа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. >>вернуться в текст
6 Основные принципы и содержание работы с педагогами представлены в кн.: Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Проблема формирования культуры безопасности у дошкольников. Семинар-практикум // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 4 / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. М.: Педагогическое общество России, 2013. С. 9–65. >>вернуться в текст