ещё
свернуть
Все статьи номера
8
Август 2015года
Комплектуем методический кабинет

Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации

Планирование образовательной деятельности – функциональная задача педагога ДОО, зафиксированная в профессиональном стандарте. Она заключается в грамотном распределении образовательной нагрузки в течение дня и недели с учетом различных видов детской деятельности, планировании диагностических мероприятий и индивидуальной работы с дошкольниками, форм взаимодействия с семьями и социальными партнерами детского сада. При этом планирование помогает педагогу проявить личные качества, способность к творчеству, умение видеть и удовлетворять потребности детей. 
Бережнова О.В., канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой развития образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей»
Тимофеева Л.Л., канд. пед. наук, доцент кафедры развития образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей» г. Орла
Фотография предоставлена МБДОУ «Детский сад № 79» г. Орла

 

Ориентация современного образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Признание новых целей дошкольного образования должно повлечь за собой трансформацию всех его компонентов. По сути, необходимо заново спроектировать педагогический процесс, отвечающий условиям и требованиям современности. Как было отмечено выше, стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат прежде всего методы воспитания, обучения, развития и формы организации педагогического процесса.

Педагогическое проектирование – одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Оно связано с политикой дошкольной образовательной организации и (или) со стремлением педагога создать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовали бы себя свободно, комфортно. Технологически проектирование нацелено на создание системы действий, позволяющей эффективно решить поставленную задачу. Так, например, разрабатывая образовательную программу, педагог осуществляет проектирование, которое можно представить как определение условий и этапов реализации определенной педагогической модели.

Педагогическое проектирование в настоящее время осуществляется в различных масштабах: образовательные системы разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование развития организации и др. Проектирование предвосхищает в идеальной форме результаты материально-практической и духовной деятельности. В данном контексте проект можно определить как содержательно обоснованную и документально оформленную инициативу, направленную на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени. Таким образом, проект – это стратегический документ развития какой-либо социальной системы, средство управления, обладающее определенными качествами.

Рассмотрим в качестве примера объекта проектирования образовательный процесс в ДОО, который должен быть сегодня построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1.

«Профессиональный портрет» современного педагога представлен в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт).
Функция проектирования включена в описание трудовых функций педагога ДОО, входящих в профессиональный стандарт, в качестве основной:
• педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ДОО;
• педагогическая деятельность по проектированию и реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО).
Таким образом, подчеркивается, что необходимые для реализации данных трудовых действий компетенции являются важной составляющей профессиональной компетентности педагога.

Стадии проектирования образовательного процесса в ДОО

Процесс проектирования образовательного процесса в ДОО включает ряд стадий2. Концептуальная стадия состоит из пяти этапов: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.

Концепция проекта включает в себя общие теоретические представления об образовательном процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о его материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей.

В настоящее время в системе дошкольного образования сложилась такая проблемная ситуация, при которой используемые в массовой практике методы работы с детьми, а также формы организации образовательного процесса не соответствуют задаче создания условий для максимального раскрытия индивидуального и возрастного потенциала каждого ребенка.

Описание сути проблемной ситуации позволяет сформулировать проблему – какие формы и методы организации различных видов детской деятельности должны использоваться для решения задач воспитания, обучения, развития дошкольников.

Формулировка цели призвана ответить на вопрос: «Что необходимо сделать для снятия проблемы?». При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению выявленной проблемы.

Важно отметить, что формулировка целей – очень ответственный этап проектирования педагогической системы, т. к. правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы. При этом цели педагогических проектов только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание надо рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.

Цель в рамках рассматриваемого примера проекта можно представить следующим образом: выявить оптимальный комплекс форм и методов организации детских видов деятельности и логику их использования для решения актуальных задач воспитания, обучения и развития дошкольников, поддержки их личностного становления, самореализации в образовательном процессе.

По отношению к педагогическим проектам выделяют ряд критериев оценки их результативности.

Разработка критериального аппарата для оценки эффективности работы системы дошкольного образования на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем. Вопрос о выборе критериев тесно связан с проблемой построения системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Разработка подобной системы дает возможность проектирования педагогического процесса на диагностической основе, описания целей, способов выявления их достижения, измерения и оценки степени их реализации. Это позволяет с помощью разработанных диагностических процедур систематически отслеживать эффективность работы на каждом этапе реализации проекта.

Критерии оценки результативности педагогических проектов:

• реализованность замыслов проекта в содержательном, технологическом и управленческом (организационном) аспектах;
• эффективность проекта;
• воспроизводимость (технологичность) – возможность многократного тиражирования проекта без существенного снижения эффективности;
• открытость – возможность внесения в проект необходимых изменений в соответствии с меняющимися образовательными условиями.

Стадия моделирования состоит из трех этапов: построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).

Данная стадия проектирования педагогического процесса связана с созданием модели как ее прообраза. Субъектом процесса моделирования становится педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, являющийся, как правило, одновременно его инициатором и одним из пользователей результатов. Объектом проектирования на стадии моделирования является педагогическая система, которую необходимо создать.

При построении модели очень важно определиться с современным тезаурусом, разобраться с принятой трактовкой используемых понятий (образовательные области, сквозные механизмы развития ребенка, виды детской деятельности, формы их организации) и их соотношением в процессе организации образовательной деятельности (приложение 1).

Итогом работы становится построение модели – отображение объекта, сконструированного с учетом определенных условий, характерных для каждой конкретной дошкольной образовательной организации. Модель педагогического процесса должна быть представлена в совокупности множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность (цели и задачи дошкольного образования; содержание, методы, средства и организационные формы образовательного процесса; его участники). Для того чтобы построить модель, необходимо определить не только содержание названных элементов, но и совокупность связей между ними.

Модели носят нормативный характер, играют роль некоего стандарта, образца, по которому строится образовательная деятельность ДОО и оцениваются ее результаты. В качестве примера модели в нашем случае выступит ООП ДО, разрабатываемая в детском саду.

Приступая к построению модели, педагогическому коллективу прежде всего следует проанализировать и оценить образовательную систему ДОО на предмет соответствия современным требованиям. При построении модели также необходимо учитывать следующие принципы:

  • принцип развивающего обучения (одной из задач обучения является развитие воспитанников);
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости знаний;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Оптимизация модели как этап проектирования заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучшие в заданных условиях. В рассматриваемом случае – это оптимальный для определенного возраста детей в заданных материально-технических и кадровых условиях комплекс форм и методов организации детских видов деятельности с целью поддержки личностного становления, самореализации дошкольников.

Стадия конструирования представлена следующими этапами: исследование условий внедрения модели, планирование работы по реализации модели, построение образовательной программы.

Основная задача данной стадии заключается в определении конкретных способов и средств реализации выбранной модели в имеющихся условиях. Модель, построенную в соответствии с новыми задачами дошкольного образования, на стадии конструирования необходимо сопоставить с требованиями к условиям ее реализации (к кадровому, материально-техническому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению, к развивающей предметно-пространственной среде), определенными ФГОС ДО.

Необходимо осуществить детальный анализ по каждой группе требований и выявить, какие условия уже имеются в данной дошкольной образовательной организации, какие следует создать, что для этого нужно сделать. Кроме того, важно определить, какие условия необходимо создать дополнительно, исходя из особенностей разработанной в ДОО модели образовательного процесса.

Так, например, при создании кадровых условий следует учитывать, что реализация ООП ДО должна обеспечиваться руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, а при необходимости – научными и иными работниками, в т. ч. осуществляющими финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей. Необходимым условием качественной реализации образовательной программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени реализации в ДОО в целом и (или) в возрастной группе.

В компетенции администрации ДОО по согласованию с другими участниками образовательных отношений (педагогами, родителями) находится определение списка необходимых для эффективной реализации ООП ДО должностей, а также количества ставок привлекаемых специалистов, как в пределах штатного расписания, так и за его рамками, в т. ч. на условиях дополнительной оплаты из внебюджетных средств. Практика работы показывает, что это могут быть педагоги разного профиля, тренеры, инструкторы по лечебной физкультуре, некоторые медицинские работники, научные консультанты, специалисты по закупкам, технологи общественного питания и пр.

В зависимости от особенностей образовательного процесса (например, наличия групп различной направленности, структурных подразделений, специфики контингента детей) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий. К примеру, они обязательно должны быть созданы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), посещающих ДОО. Следовательно, если в дошкольной образовательной организации работает группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, то с учетом ее вида в штате ДОО должны быть представлены соответствующие специалисты – учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, педагоги-психологи, при необходимости (например, для детей с ОВЗ по зрению) – ассистенты, оказывающие ребенку необходимую помощь. В группах комбинированной направленности к реализации образовательной программы, адаптированной для детей с ОВЗ, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с определенными ограничениями здоровья воспитанников. При включении в группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в т. ч. находящихся в трудной жизненной ситуации, в штат может быть включен дополнительный педагогический персонал, имеющий соответствующую квалификацию.

При наличии в дошкольной образовательной организации, например, консультационного пункта для родителей воспитанников детского сада, а также для семей дошкольников, не посещающих ДОО, руководителю стоит предусмотреть возможность привлечения для работы в них, к примеру, социальных работников или педагогов либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Именно на стадии конструирования разрабатывается (корректируется) ООП ДО – важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию современных требований к организации образовательного процесса в детском саду, к выбору и обоснованию комплексных и парциальных программ, к результатам их освоения. Важно отметить, что для руководителей и сотрудников ДОО ценность представляет как сам процесс создания ООП ДО, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития как отдельных педагогов, так и коллектива в целом; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять дошкольной образовательной организацией.

На стадии технологической подготовки осуществляется подбор рабочих материалов, необходимых для реализации созданного проекта: учебно-программной документации (прежде всего календарный и перспективный планы), методических разработок, программного обеспечения и т. п. Основным этапом этой стадии можно считать разработку перспективных и календарных планов образовательной деятельности в ДОО3.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, среди трудовых действий педагога особой строкой выделено «планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и (или) дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами».

Планирование образовательной деятельности в ДОО

На сегодняшний день не существует общих принципов, правил, регламентирующих применение определенных технологий претворения в жизнь образовательных проектов. Для дошкольной образовательной организации документом, в котором представлены практические шаги по реализации образовательной программы, технология воплощения в жизнь построенной педагогическим коллективом модели образовательного процесса, является перспективный план образовательной работы – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Отказ от «учебной модели», понимания знаний как главной цели, а занятий как основной формы их получения, признание обучающих, воспитательных и развивающих возможностей различных форм организации детских видов деятельности в режимных моментах, объективной роли и места семьи в реализации образовательной программы определяет необходимость обновления структуры плана, отражения в нем всех направлений деятельности участников образовательных отношений (таблица).

Таблица

Примерная структура перспективного плана
образовательной деятельности в ДОО
 

Задачи, решаемые в рамках образовательных областейСовместная деятельность педагога и детейВзаимодействие с семьями воспитанников, социальными партнерами
НОДОбразовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
    
    

В перспективном плане отражаются представления педагога о значении различных видов детской деятельности в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период, о стратегии организации совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей; об осуществлении выбора форм и методов работы с воспитанниками, соответствующих целевым ориентирам дошкольного образования; о подходах к реализации современных принципов построения образовательного процесса.

Рассматривая технологические аспекты составления плана, можно предложить следующую последовательность действий:

  • распределение образовательной нагрузки в режиме дня с учетом соответствующих нормативных документов; необходимости обеспечить сбалансированность и грамотное чередование различных видов детской деятельности; требования равнодолевого соотношения времени, отводимого на решение задач различных образовательных областей;
  • оптимизация образовательной нагрузки в течение недели (создание модуля плана организации образовательной деятельности), планирование совместной со взрослым и самостоятельной деятельности дошкольников;
  • планирование диагностических мероприятий и индивидуальной работы с детьми;
  • определение объективных оснований и форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и социальными партнерами, их места в перспективном плане.

Режим дня (образовательная нагрузка в режиме дня) устанавливается дошкольной образовательной организацией самостоятельно с учетом:

  • действующих СанПиН4;
  • ФГОС ДО;
  • примерной ООП ДО и рекомендациями по ее составлению;
  • специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса;
  • времени пребывания детей в группе;
  • времени года и др.

Спектр детских видов деятельности и определение регулярности обращения к каждому из них зависят:

  • от видового разнообразия групп (например, в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет особым образом организована двигательная деятельность дошкольников);
  • наличия дополнительных парциальных программ (так, в детском саду, реализующем парциальные программы по художественно-эстетическому направлению, чаще будут организовываться изобразительная и музыкальная деятельность);
  • специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс (в ДОО, которые посещают дети, говорящие на разных языках, будет усилена задача формирования навыков общения, доля коммуникативной деятельности).

Отбор форм работы с детьми, видов детской деятельности, их количества должен производиться с учетом колебания работоспособности воспитанников в течение дня. Так, в утренние часы, когда дошкольники бодры и полны сил, предусматриваются наиболее трудоемкие формы работы: простые (беседы, наблюдения, дидактические игры, трудовые поручения, дежурства и др.) и составные (интегрированные и комплексные занятия, детские лаборатории, практикумы, предварительная работа к сюжетно-ролевым играм, творческие мастерские и др.). По мере уставания детей педагогу целесообразно включать такие виды деятельности, как сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, чтение художественной литературы, пение, песенное творчество и др.

Учитывая закономерности чередования различных видов деятельности дошкольников в течение дня, педагогу необходимо обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья условную половину периода бодрствования детей во время пребывания в ДОО необходимо отводить на двигательную активность, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На основании рассмотренных положений создаются технологические карты, в которых дается примерный план распределения образовательной нагрузки по образовательным областям (приложение 2).

Успех работы педагога во многом зависит от правильного распределения образовательной нагрузки в течение недели. Физиологами доказано, что в понедельник дети наименее собраны. Это связано с тем, что в выходные дни родителями, как правило, не поддерживается строгий распорядок дня. Поэтому в понедельник ребенок постепенно перестраивается, включается в выполнение режимных моментов. В связи с этим виды деятельности, требующие повышенной умственной нагрузки, в первый день недели не планируются. Максимальная нагрузка допускается только в дни высокой работоспособности воспитанников в середине недели (вторник, среда). К пятнице у дошкольников накапливается утомление, поэтому число планируемых мероприятий вновь уменьшается.

Колебание работоспособности детей в течение недели также определяет содержание планируемых педагогом форм организации детских видов деятельности в разные дни. Так, в середине недели возможно проведение мероприятий, требующих от воспитанников максимальной сосредоточенности, повышенной познавательной активности и умственного напряжения. Это составление описательных рассказов, дидактические игры, обучающие беседы, рассматривание репродукций картин, экспериментирование, индивидуальная работа по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, сенсорному развитию.

В дни минимальной работоспособности рекомендуется планирование таких форм работы, которые не требуют от ребенка дополнительных усилий: индивидуальная работа по изодеятельности, чтение художественной литературы, слушание музыки, песенное творчество, сюжетно-ролевые игры и др.

Результатом деятельности педагога по разработке календарного и перспективного планов на рассматриваемом этапе становится создание модуля – унифицированного структурного блока плана работы по организации образовательной деятельности (приложение 3).

Используя модуль как структурную основу календарного плана, педагог может равномерно распределить нагрузку по месяцам, установить очередность и сменяемость различных видов деятельности, обеспечить преемственность образовательных задач, решаемых разными специалистами ДОО.

Основываясь на рассмотренном алгоритме создания календарного плана организации образовательной деятельности, педагог может составить расписание на каждый конкретный день с учетом текущих задач воспитания и обучения, дня недели, погодных условий, индивидуальных успехов детей.

Необходимо отметить, что в правильно составленном плане должна быть наглядно отражена не только периодичность обращения к определенным формам работы, но и преемственность образовательных задач на каждом этапе работы.

Так, задачи работы в вечернее время могут быть связаны с дополнением, уточнением, повторением информации, полученной в ходе утренней прогулки и работы в группе. Задачи поддержки процессов развития дошкольников требуют увеличения доли их самостоятельности при выполнении различных видов деятельности. Например, при описании задач проведения игр с правилами необходимо отразить разнообразие ролей, поручаемых педагогом детям: от пассивного участника через освоение функций водящего, капитана, судьи к действиям в качестве ведущего, организатора игры, к творческой переработке правил.

Аналогичная динамика должна прослеживаться в календарном плане и по отношению к осваиваемым воспитанниками знаниям и умениям. Безусловно, не соответствует прогрессивным подходам в современном образовании планирование, в котором предусмотрено лишь ознакомление дошкольников с новой информацией и действиями. При формулировке задач следует руководствоваться знаниями о динамике формирования определенных умений и о подходах к выявлению уровня их сформированности.

В планировании необходимо отразить задачи по организации применения детьми опыта, знаний и умений для решения разных задач, разрешения посильных проблем, осуществления актуальной для них деятельности. При этом также нужно руководствоваться представлениями об этапах совершенствования умения решать игровую, практическую, творческую, учебную задачи, разрешать проблему. Чтобы формулируемые педагогом задачи отвечали уровню развития детей, необходимо уметь оценивать степень сформированности соответствующего навыка.

Итогом работы педагога на данном этапе составления плана становится разработка последовательности и содержания планируемых мероприятий, решаемых задач обучения, воспитания, развития дошкольников. При этом основными требованиями к планированию продолжают оставаться наглядность, компактность, отражение всех значимых компонентов образовательного процесса (целей и задач, форм и методов, участников работы, места проведения мероприятий) и др.

В планировании должны также найти отражение задачи педагога по организации, поддержке и развитию разных видов самостоятельной деятельности детей. В зависимости от возраста воспитанников и роли, которую берет на себя воспитатель, задачи могут быть сформулированы по-разному.

Например, при планировании самостоятельной игровой деятельности, сюжетно-ролевых игр целесообразно выделить следующие задачи:

  • помочь детям организовать игровое взаимодействие, подобрать атрибуты, обустроить место для игры;
  • на правах участника игры предложить воспитанникам обыграть различные ситуации, способствовать развитию сюжета игры и др.

При планировании самостоятельной двигательной деятельности:

  • поощрять стремление детей организовывать подвижные игры, помочь подобрать атрибуты для игры, спортивный инвентарь;
  • напомнить правила безопасного поведения на игровой площадке в ходе двигательной активности, учить следить за соблюдением данных правил и др.

В задачах также должна найти отражение динамика развития детей, показателем которого может стать уровень их самостоятельности. Пример отражения подобной динамики в средней группе представлен в приложении 4.

Остановимся на организации диагностических мероприятий и индивидуальной работы с детьми. Мониторинг – система мероприятий, позволяющая организовать постоянное отслеживание изменений в образовательном процессе с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Принятие системой образования целевых установок, связанных с поддержкой личностного становления, определяет курс на решение задач индивидуализации обучения, реализацию идей дифференцированного подхода. В этой связи система мероприятий педагогической диагностики5 должна стать органичной частью целостного образовательного процесса, его направляющей.

О роли педагогической диагностики С.Л. Рубинштейн писал: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, – таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

Очевидно, что педагогическое взаимодействие будет эффективно только в том случае, если в каждый из моментов образовательного процесса воспитатель осведомлен о проблемах и достижениях воспитанника, способен подобрать для него оптимальные условия обучения, воспитания, развития. Именно поэтому ФГОС ДО предусматривает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка «производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с определением эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)»6.

Практика показывает, что освоение и внедрение системы мониторинга делает работу воспитателя более осмысленной и эффективной, позволяет постоянно «держать руку на пульсе», получать обратную связь, видеть развернутую картину достижений группы в целом на определенный момент, оценивать динамику развития отдельных детей в течение года, помогает обоснованно индивидуализировать педагогическое воздействие.

Возникает вопрос: как планировать регулярные диагностические мероприятия, чтобы они стали органичной частью работы педагога, а их результаты – ориентиром в выборе форм и направлений взаимодействия с каждым ребенком, его родителями и с группой в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить оптимальные формы осуществления диагностических мероприятий, принципы их проведения.

Основными методами в системе мониторинга следует считать педагогическое наблюдение и анализ результатов продуктивной деятельности детей. Диагностические задания должны стать естественной составляющей различных форм организации детских видов деятельности (игр, трудовых поручений, игровых ситуаций, экспериментирования, занятий и др.) и найти свое место в плане образовательной работы в соответствии с рассмотренными выше принципами. Для воспитанников будет продолжаться игра, разворачиваться сюжет занятия, выполняться привычная деятельность, в то время как, наблюдая за этой деятельностью, анализируя ее результаты, педагог сможет определить актуальный уровень развития каждого ребенка.

С целью реализации комплексного подхода к оценке результатов освоения образовательной программы необходимо найти в плане организации образовательной работы место для диагностических мероприятий, проводимых не только воспитателем, но и музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, другими специалистами ДОО, предусмотреть время, отводимое для анкетирования родителей воспитанников.

В планировании образовательной работы должны найти отражение не только задачи выявления результатов освоения обязательной части ООП ДО, но и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с содержанием реализуемых парциальных программ, темой проводимой в ДОО инновационной деятельности, особенностями контингента детей нередко возникает необходимость выделения дополнительных параметров оценки эффективности образовательного процесса.

Например, при выявлении уровня готовности дошкольников к осуществлению безопасной жизнедеятельности могут быть выделены следующие показатели сформированности целевых ориентиров во второй младшей группе:

  • ребенок различает действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимает, что можно делать и что нельзя (опасно);
  • умеет безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами, природными объектами, предметами быта, игрушками;
  • умеет безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов-орудий, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;
  • знаком с элементарными правилами поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке ДОО, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми7.

Планируемые результаты освоения образовательной программы позволяют конкретизировать задачи определенного направления педагогического процесса на каждом возрастном этапе, оценить эффективность его реализации, скорректировать его модель в части выбора форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников.

На основе результатов диагностических мероприятий также планируется индивидуальная работа с детьми. В перспективном плане резервируется время на данное направление, а уточнение и конкретизация содержания индивидуальной работы осуществляются в календарном плане.

В соответствии с уровнем достижений каждого ребенка планируется коррекционная помощь, работа с одаренными детьми, оказание поддержки в освоении образовательной программы, организации занятий по интересам.

Таким образом, можно сказать, что построение педагогического процесса на диагностической основе – важное условие его индивидуализации.

Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей и социумом. С определенной долей условности можно выделить три направления взаимодействия семьи и ДОО:

  • выявление образовательных потребностей и организация обучения (самообразования) родителей с целью повышения их родительской компетентности, оптимизации детско-родительских отношений;
  • организация обучения детей через семью;
  • проведение различных детско-родительских мероприятий, реализация совместных проектов (включение родителей в образовательный процесс, осуществляемый ДОО).

Любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом – самостоятельная деятельность – совместная деятельность с родителями. В связи с этим в планировании образовательной работы в ДОО должны предусматриваться аспекты изучаемых тем, определенные формы работы, которые целесообразно реализовать в рамках одного из компонентов данной триады.

В качестве примера в приложении 5 представлен план реализации задач раздела «Формирование культуры безопасности».

При правильной организации взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности ДОО, его нередко трудно выделить в отдельный блок. В связи с этим можно предложить такой вариант оформления взаимодействия с семьями детей и социальными партнерами: в плане образовательной деятельности мероприятия, проводимые совместно с родителями, учреждениями культуры и спорта, отмечаются определенными значками. Это позволяет избежать нагромождения многочисленных разделов в структуре плана, дублирующих друг друга в части описания форм и задач работы.

Участие родителей в образовательном процессе может быть отражено в задачах работы, представленных в планировании, тогда как задачи обучения (поддержки самообразования) самих родителей стоит вынести в отдельный документ. Удобство такого подхода определяется тем, что планы взаимодействия с семьей подлежат постоянной корректировке в соответствии с динамикой проблем и задач совместной работы.

Как было отмечено выше, умение грамотно планировать образовательный процесс – важнейшая составляющая профессиональной компетентности педагога. Вместе с этим необходимо признать, что не менее важными являются личностные качества воспитателя, способность сочетать реализацию плана с движением за ребенком, его потребностями, способность к творчеству и любовь к детям.

Приложение 1

Соотношение основных понятий
в современном образовательном процессе ДОО
 

Образовательные областиСквозные механизмы развития ребенкаПриоритетные виды детской деятельности и активностиФормы организации детских видов деятельности
Физическое развитиеИгра, общение, познавательноисследовательская деятельностьДвигательнаяЗанятия по физическому развитию, утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т. ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки и др.
Социально-коммуникативное развитиеТрудоваяИгровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др. Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и др. Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т. ч. в рамках практико-ориентированных проектов) и др.
Познавательное развитиеКонструктивнаяЗанятия по познавательному развитию, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.
Речевое развитиеВосприятие художественной литературы и фольклораЗанятия по речевому развитию, рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры, ситуативные разговоры, сюжетные (в т. ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.
Художественно-эстетическое развитиеОбсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры-драматизации, детские спектакли и др.
ИзобразительнаяЗанятия по изобразительной деятельности, мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания и др.
МузыкальнаяМузыкальные занятия, слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др.

Приложение 2

Примерное распределение форм работы с детьми в течение дня
 

Образовательная областьВремя в режиме дня
1-я половина2-я половина
Физическое развитиеПрием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны). Специальные виды закаливания. Физкультминутки. Прогулки, двигательная деятельность на воздухеГимнастика после сна. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне). Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Работа студий ритмической гимнастики, хореографии, спортивных секций. Прогулка (индивидуальная работа по развитию основных видов движений)
Познавательное и речевое развитиеДидактические игры. Наблюдения. Беседы. Экскурсии. Исследовательская работа, детское экспериментированиеРазвивающие игры. Интеллектуальные досуги. Занятия по интересам. Индивидуальная работа. Чтение (слушание) художественной литературы. Самостоятельная познавательная деятельность детей
Социально- коммуникативное развитиеУтренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы. Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией плана работы. Формирование навыков культуры еды. Этика быта, трудовые поручения. Дежурства в столовой, в уголке природы, помощь педагогам в подготовке к занятиям. Формирование культуры общения. Театрализованные, сюжетно-ролевые игрыВоспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Эстетика быта. Тематические досуги в игровой форме. Работа в книжном уголке. Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения). Сюжетно-ролевые игры
Художественно-эстетическое развитиеТворческие мастерские. Эстетика быта. Экскурсии в природу. Посещение музеев. Самостоятельная творческая деятельность детейРабота студий, кружков художественно-эстетической направленности. Музыкально-художественные досуги. Чтение (слушание) художественной литературы. Индивидуальная работа

Приложение 3

Модуль плана организации образовательной деятельности
 

День неделиМесто в режиме дняФормы работы
ПонедельникУтро. Работа в группеБеседы. Сюжетно-ролевые игры. Развивающие игры. Наблюдения в уголке природы
Утренняя прогулкаНаблюдения. Трудовые поручения. Дидактические игры. Подвижные игры. Спортивные упражнения. Сюжетно-ролевые игры
Вечерняя прогулкаНаблюдения. Подвижные игры. Игровые физические упражнения. Самостоятельная двигательная деятельность
Вечер. Работа в группеЧтение и рассказывание произведений литературы и фольклора. Сюжетно-ролевые игры. Труд в уголке природы
ВторникУтро. Работа в группеПрактические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков. Знакомство с произведениями искусства. Беседы. Сюжетно-ролевые игры. Художественный труд
Утренняя прогулкаНаблюдения. Трудовые поручения. Экспериментирование. Подвижные игры. Оздоровительные пробежки. Сюжетно-ролевые игры
Вечерняя прогулкаНародные игры. Наблюдения. Музыкальные игры. Игровые физические упражнения
Вечер. Работа в группеСюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Самостоятельная деятельность в уголке сенсорного развития. Слушание музыкальных произведений
СредаУтро. Работа в группеДежурство на занятиях. Беседы. Экспериментирование. Наблюдения в уголке природы. Сюжетно-ролевые игры. Рассматривание иллюстраций детских книг. Самостоятельная игровая деятельность
Утренняя прогулкаНаблюдения. Трудовые поручения. Элементы спортивных игр. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Игровые физические упражнения
Вечерняя прогулкаНаблюдения. Подвижные игры. Самостоятельная двигательная деятельность. Игровые физические упражнения
Вечер. Работа в группеБеседы. Самостоятельная деятельность в уголке физического воспитания. Театрализованные игры. Чтение и рассказывание произведений литературы и фольклора
ЧетвергУтро. Работа в группеДетские исследовательские проекты. Конструктивные игры. Хозяйственно-бытовой труд. Дежурство в уголке природы. Самостоятельная деятельность в уголке книги. Сюжетно-ролевые игры
Утренняя прогулкаНаблюдения. Трудовые поручения. Подвижные игры. Оздоровительные пробежки. Сюжетно-ролевые игры. Игровые физические упражнения
Вечерняя прогулкаНаблюдения. Элементы спортивных игр. Подвижные игры. Дидактические игры
Вечер. Работа в группеСюжетно-ролевые игры. Беседы. Самостоятельная игровая деятельность. Самостоятельная деятельность в уголке уединения
ПятницаУтро. Работа в группеСюжетно-ролевые игры. Коррекционно-оздоровительные игры. Песенное творчество. Наблюдения в уголке природы
Утренняя прогулкаЭксперименты с песком, снегом, водой. Игры-забавы и развлечения. Наблюдения. Подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры. Спортивные упражнения
Вечерняя прогулкаОздоровительные пробежки. Дидактические игры. Игровые физические упражнения. Сюжетно-ролевые игры
Вечер. Работа в группеСюжетно-ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность. Самостоятельная деятельность в уголке музыкального воспитания. Вечера развлечений

Приложение 4

Усложнение образовательных задач в соответствии
с динамикой развития детей в средней группе
 

Время проведенияЗадачи обучения, воспитания, развития
Образовательная область «Физическое развитие». Спортивная игра – футбол8
СентябрьЗнакомить детей с элементами игры, правилами. Учить выполнять функции игроков
НоябрьУчить детей рассказывать знакомые правила, выступать в роли судей, контролировать соблюдение правил игроками
ФевральУчить детей выступать в роли капитанов, организовывать игру команды, действовать в рамках правил
АпрельПомогать детям самостоятельно организовывать игру, распределять роли в игре, выступать в качестве тренеров
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Практические упражнения по самообслуживанию
СентябрьПродолжать учить детей самостоятельно надевать предметы одежды, приводить одежду в порядок после прогулки, аккуратно складывать ее в шкафчик
НоябрьУчить детей самостоятельно контролировать свой внешний вид, аккуратность размещения вещей в шкафчике
ФевральУчить детей оказывать посильную помощь малышам в ходе сбора на прогулку (завязывать шарф, надевать варежки, застегивать пуговицы и т. д.)
АпрельПредоставить детям возможность выступить в качестве наставников малышей, научить их надевать различные предметы одежды, снимать их, аккуратно размещать в шкафчике

Приложение 5

Содержание взаимодействия ДОО и семьи по реализации
раздела «Формирование культуры безопасности» ООП ДО
в старшей группе
 

Совместная деятельность педагога и детейСамостоятельная деятельность детей в ДООСовместная деятельность детей и родителей
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Война грибов» (в обр. А. Толстого)Театрализованные игры по сказке; рисование иллюстраций; рассматривание альбома «Грибы»Придумывание продолжения сказки с новыми персонажами, выполнение иллюстраций к сказке
Трудовое поручение – кормление птиц; организация наблюдения за ними; познавательный рассказ «Почему важно подкармливать птиц»Наблюдение за птицами; рисование птицИзготовление кормушки и вывешивание ее за окном или во дворе; организация регулярного кормления птиц
Составление сюжетных рассказов по картинкам «Береги свое здоровье»; практические упражнения по формированию культурно-гигиенических навыковСюжетно-ролевая игра «Больница»Составление рассказа на тему «Как в нашей семье заботятся о здоровье»; рисование на данную тему; подготовка к конкурсу рецептов «Полезные блюда»
Чтение книг о домашних животных; просмотр телепередач по данной теме; рассматривание тематических альбомовЗаполнение и оформление книжки-малышки на печатной основе «Домашние животные»Чтение книг о животных; составление рассказов о домашних питомцах; подготовка к участию в фотовыставке
1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». >>вернуться в текст
2 Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: Методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2014. >>вернуться в текст
3 О планировании образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 4. >>вернуться в текст
4 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. >>вернуться в текст
5 О педагогической диагностике детей в соответствии с ФГОС ДО также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 5. >>вернуться в текст
6 Пункт 3.2.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. >>вернуться в текст
7 Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Парциальная программа. СПб.: Детство-Пресс, 2015. >>вернуться в текст
8 С октября по май игра организуется в спортивном зале. – Примеч. авт. >>вернуться в текст